Как снять с баланса недвижимое имущество

Бюджетный учет: как организовать учет зданий и помещений

Как снять с баланса недвижимое имущество

В случае со зданиями, строениями, сооружениями и помещениями правильно определить инвентарный объект бывает непросто. И здесь важно ориентироваться на несколько правил:

  • инвентарная единица — это отдельно стоящее здание или целый комплекс построек, возведенных на едином фундаменте, которые выполняют одну или несколько общих функций; 
  • примыкающие здания с разными функциями — это разные объекты;
  • если вспомогательные строения обеспечивают эксплуатацию основного здания, они считаются его частью;
  • всевозможные надворные постройки, заборы и иные сооружения, которые обеспечивают работу нескольких зданий или имеют самостоятельное назначение (гараж, летняя кухня), учитываются как отдельные объекты.

Например, отдельно стоящая баня — это строение с самостоятельным назначением, отдельный объект учета. А вот помещение для хозяйственного инвентаря сотрудников учреждения является вспомогательным, обеспечивает эксплуатацию конкретного здания, поэтому бухучет не выделяет его как самостоятельное помещение.

Каждому вновь поступившему объекту бухгалтер присваивает индивидуальный инвентарный номер. Он сохраняется на протяжении всего срока эксплуатации здания/помещения данным учреждением. Структуру номеров, логику их присвоения объектам учреждение вправе придумать самостоятельно.

Группы объектов недвижимости по их назначению определяет Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). Предназначенные для проживания человека здания/помещения разных типов считаются жилыми.

Нежилые объекты — это административные, промышленные, обслуживающие здания, в том числе гаражи и складские помещения. В этом бюджетный учет ничем не отличается от учета в коммерческих предприятиях.

Какой ОКОФ применять

Опираясь на ОКОФ, бухгалтер определяет срок полезного использования объекта и рассчитывает ежемесячную амортизацию. В 2017 году Минфин России серьезно изменил структуру классификатора (письмо от 27.

12.16 № 02-07-08/78243), некоторые позиции ведомство удалило вовсе или заменило обобщающими понятиями. Изменился и вид кодировки основных средств.

Прежний код состоял из 9 цифр вида ХХ ХХХХХХХ, например:

11 0000000 Здания (кроме жилых):

  • 11 0001000 Здания, кроме жилых, не включенные в другие группировки
  • 11 4521000 Здания топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий

Новые коды имеют иную структуру — ХХХ.ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ. Для сравнения приведем  классификацию некоторых зданий по новому ОКОФ:

Пятая группа (имущество со сроком полезного использования от 7 до 10 лет включительно)

Здания
Здания (кроме жилых)Сборно-разборные и передвижные здания
Жилища
Здания жилые общего назначенияЖилища каркасно-камышитовые и другие облегченные

Новый ОКОФ применяется только для зданий, сооружений и помещений, которые введены в эксплуатацию и поставлены на учет после 1 января 2017 года. Пересматривать группы ранее полученного имущества не надо, для них сохраняется прежняя классификация.

Ключевые принципы учета

Инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н  уточняет, как формировать номера счетов по основным средствам. Для синтетического учета в Плане счетов бюджетного учета выделен счет 010100000 «Основные средства» и два субсчета: 

  • 010111000 «Жилые помещения»;
  • 010112000 «Нежилые помещения».

Любое движение основных средств: поступление, внутреннее перемещение, перестройка, списание и пр. — учреждение оформляет типовыми первичными формами (о них см. ниже), в том числе специальными, предназначенными только для зданий и сооружений (приказ Минфина РФ от 30.03.15 № 52Н).  Документы составляются в двух экземплярах, один из которых оставляет у себя МОЛ, а второй забирает бухгалтерия.

Как принять здание к учету

Учреждения, как правило, не являются собственниками имущества, а только распоряжаются им на правах оперативного управления в соответствии с назначением имущества, целями своей деятельности и заданиями собственника, то есть учредителя.

Инструкция № 157н диктует строгое правило: объекты недвижимости принимать и снимать с учета можно только на основании первичных форм с обязательным приложением регистрационных документов (свидетельства о регистрации права собственности или права оперативного управления (выписка из ЕГРП).

А значит, принимая здание или помещение к учету, руководитель учреждения и бухгалтер прежде всего уточняют условия передачи имущества (аренда, хранение и пр.). Эти условия должны быть где-то зафиксированы: в отдельном письме или в акте приема-передачи собственник указывает, что до регистрации права оперативного управления недвижимость переходит в безвозмездное пользование учреждению.

Когда статус объекта уже уточнен, бухгалтерия может применять соответствующую норму Инструкции № 157н.

Если учреждение планирует использовать имущество до того, как зарегистрирует свое право на оперативное управление, оно составляет договор безвозмездного пользования и ставит объект на учет на забалансовый счет 01 (п. 333 Инструкции № 157н).

Организации госсектора, принимающие недвижимость, должны помнить, что ни один из объектов не может числиться в балансовом учете двух учреждений.

операцииДебетКредит
До государственной регистрации объекта недвижимости
Подписан акт приема-передачи на основании распорядительного акта собственника01
Отражены расходы на коммунальные услуги0 401 20 2230 302 23 730
После государственной регистрации объекта недвижимости
С забалансового учета списан объект на основании государственной регистрации прав на недвижимое имущество01
Основное средство принято к учету по факту государственной регистрации прав на недвижимое имущество:
на сумму балансовой стоимости0 101 1х 3100 210 06 6600 401 10 180
на сумму начисленной амортизации0 210 06 5600 401 10 1800 104 1х 410

При поступлении объектов недвижимости руководитель или уполномоченный им сотрудник подписывает форму 0306030 «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)», к которой присоединяются документы о государственной регистрации прав. Если речь идет о перемещении объекта от одного материально ответственного лица другому в рамках одно и того же учреждения — форму 0306032 «Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств».

Для бухгалтерии акт приема-передачи вместе с технической документацией на объект — основание составить инвентарную карточку или внести запись об изменениях в уже имеющуюся. Бухгалтер оформляет инвентарные карточки на каждый из инвентарных номеров и регистрирует их в специальной описи.

Как в бухучете отразить модернизацию

Балансовая стоимость основных средств складывается из их первоначальной стоимости и затрат на производимые изменения, что особенно актуально для зданий, сооружений и помещений, которые часто реконструируются, достраиваются и пр.

Эти изменения увеличивают первоначальную стоимость объекта, если в результате произведенных операций улучшаются основные нормативные показатели: эффективность использования, срок эксплуатации и пр.

Балансовая стоимость поменяется и в случае переоценки объектов (приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н).

Разницу в балансовой стоимости, изменение первоначальной стоимости и технических характеристик ОС бухгалтеру следует отразить в той же форме 0306002 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств».

Как списать здание

В число наиболее частых причин для списания зданий и помещений входят:

  • моральный и физический износ объекта, нецелесообразность дальнейшей эксплуатации и/или неэффективность его восстановления;
  • передача объекта недвижимости другому учреждению, органу государственной власти или местного самоуправления;
  • ликвидация объекта в результате аварии, во время стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.

Все случаи выбытия/списания объектов перечислены в п. 51 Инструкции № 157н.

Вместе со стоимостью имущества с балансового учета списывается и сумма начисленной амортизации. Сделать это можно только на основании решения собственника объекта и акта, заверенного руководителем учреждения. До окончания всех мероприятий по ликвидации/списанию объекта недвижимости бухгалтерия не может производить какие-либо операции.

Как отразить выбытие таких основных средств в бухучете, зависит от основания списания и типа учреждения. Казенные учреждения опираются на Инструкцию № 162н, бюджетные учреждения — на Инструкцию № 174н, автономные — на Инструкцию № 183н.

Казенное учреждениеБюджетное учреждениеАвтономное учреждение
ДебетКредитДебетКредитДебетКредит
Продажа, недостача, хищение, физический и моральный износ
1 104 1х 410 1 401 10 1721 101 1х 4100 104 1х 410 0 401 10 1720 101 1х 4100 104 1х 000 0 401 10 1720 101 1х 000
Уничтожение, разрушение, приведение в негодность вследствие стихийных бедствий
1 104 1х 410 1 401 20 2731 101 1х 4100 104 1х 410 0 401 20 2730 101 1х 4100 104 1х 000 0 401 20 2730 101 1х 000

Пример. Наводнение разрушило секцию здания МКУ «Петровская библиотека», учредитель принял решение списать пришедшее в негодность здание. Балансовая стоимость ОС — 3 200 000 рублей, сумма амортизации к моменту разрушения — 1 300 000 рублей.

Хозяйственные операции по списанию объекта:

операцииДебетКредитСумма, руб.
Списание начисленной амортизации здания1 104 12 4101 101 12 4101 300 000
Списание остаточной стоимости здания1 401 20 2731 101 12 4101 900 000

При выбытии основных средств бухгалтер заполняет один из документов:

  • форму 0306003 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)»;
  • форму 0306033 «Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)».

Что проверяет инвентаризационная комиссия

Одна из важных составляющих учета зданий и помещений — своевременная инвентаризация. Порядок проведения подробно изложен в законе «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина от 13.06.1995 № 49) и других нормативных актах.

Специально созданная руководителем учреждения комиссия осматривает объекты и заносит полученные данные по их наличию и состоянию в инвентаризационные описи. Комиссия также проверяет, в каком объеме представлена техническая документация на объект, правильно ли ведутся инвентарные карточки, описи и книги, законно ли учреждение использует недвижимость.

Руководителю учреждения и бухгалтеру следует отнестись к инвентаризации зданий сооружений и помещений внимательно.

Впрочем, этот совет касается и остальных этапов работы с недвижимостью, ведь она составляет значительную долю в активах учреждений.

Ошибки в учете, некорректное начисление амортизации может повлечь нарушения в финансовой отчетности и привести к серьезным штрафам со стороны контролирующих органов.

Источник: https://www.buhonline.ru/pub/beginner/2017/9/12674

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости в 2019 году – земельного участка, здания, снесенного дома

Как снять с баланса недвижимое имущество

В отдельных случаях возникает необходимость не только поставить объект недвижимости на кадастровый учет, но и снять с него.

В данном материале рассмотрим: как снять снесенный дом с учета, кто может снять, какими нормативными актами регламентирован данный процесс, куда необходимо обратиться, какие документы предоставить, какие действия надо совершить в отношении различных видов недвижимого имущества чтобы снять с кадастрового учета объект недвижимости.

Основные понятия

Реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости) – это специализированный ресурс, являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), где собрана информация об имуществе, которое признано законом недвижимым, на всей территории страны, а также о границах различных территориальных единиц.

Кадастровый учет – это внесение специально уполномоченными органами необходимых сведений в кадастр, которые позволяют однозначно идентифицировать объект, подлежащий учету.

Недвижимое имущество – это участки землепользования и все, что прочно и неразделимо связано с ними.

В кадастр заносится информация о следующих видах имущества:

  • участках землепользования;
  • капитальных строениях;
  • различных типах сооружений;
  • помещениях, имеющих отдельный юридический статус;
  • объектах, строительство которых не завершено.

Правовые аспекты

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы снятия с учета объектов капитального строительства, является закон № 218-ФЗ.

Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ

Снимать недвижимый объект с учета в ЕГРН нужно в следующих случаях:

  • когда прекращается существование объекта в результате уничтожения или гибели в чрезвычайных ситуациях;
  • демонтажа объекта в соответствии с законодательством;
  • изменения характеристик объекта, которые считаются уникальными, в результате чего его юридическое существование в прежнем виде не представляется возможным.

Изменение характеристик, являющихся уникальными, может произойти по следующим основаниям:

  • реконструкция (ремонт) капитального строения, когда по результатам строительных работ появляются пристройки, изменяется площадь застройки участка землепользования;
  • раздел капитальных строений (помещений, земельных наделов) на несколько новых объектов;
  • слияние капитальных строений (помещений, земельных наделов) в один объект.

Прекратить существование недвижимого объекта можно и в иных индивидуальных случаях, когда точной процедуры в законе не прописано.

Так же снять объект с учета можно по решению органов судебной власти.

Участка землепользования

Для снятия с учета участка землепользования законодательством предусмотрены следующие основания:

  • раздел на несколько отдельных, существующего участка землепользования;
  • слияние участков землепользования, имеющих общие линии межевания, в один;
  • в отношении участка, поставленного на кадастровый учет до 1 марта 2008 года, не произведена государственная регистрация прав;
  • подано заявление кандидата в правообладатели, поставившего участок на временный учет в кадастре, при условии, что права на момент подачи заявления не зарегистрированы.

Важно! До 01.01.2017 участок земли, капитальное строение, помещение признавались временными, если в отношении них произведена процедура постановки на учет в кадастре, но права не зарегистрированы. В настоящее время данное понятие в законодательстве отсутствует.

Жилого (нежилого) дома

Для снятия с кадастрового учета дома необходимы следующие основания:

  • снос (демонтаж) строения;
  • гибель дома в результате стихийного бедствия (пожар, наводнение, землетрясение);
  • реконструкция жилого дома, в результате которой изменяются уникальные характеристики строения, и необходимо снять с учета старый объект и поставить новый;
  • слияние (раздел) нескольких строений в одно (на несколько);
  • заявление кандидата в правообладатели о снятии с учета временного объекта недвижимости в связи с отсутствием государственной регистрации прав.

Важно! Объекты недвижимости, поставленные на временный учет в кадастре до 01.01.2017, будут сняты с учета автоматически после 01.03.2022, если права на них не будут зарегистрированы.

Для квартиры

Для снятия с учета квартиры законодательством предусмотрены следующие основания:

  • снос жилого дома, в котором располагается квартира;
  • слияние нескольких квартир в одну.

Для садового домика, гаража, вспомогательных строений и помещений, незавершенного строительства

Для снятия с учета садового домика, гаража, незавершенного строительства необходимо, чтобы они были демонтированы (снесены) или уничтожены (в результате чрезвычайных ситуаций).

Снять сарай с учета так же можно на этих основаниях.

Важно! Для сноса (демонтажа) строений, в соответствии с нормативными актами, принятыми в различных муниципальных образованиях, необходимо разрешение местного исполнительного органа власти и проект организации сноса или демонтажных работ.

Для разрушенного или сгоревшего дома

Для снятия разрушенного или сгоревшего дома с учета необходим акт обследования специализированными кадастровыми организациями.

В нем  будет указано, что основанием для составление этого документа является справка органов местной исполнительной власти, подтверждающая факт гибели имущества в результате стихийного бедствия.

По этим же основаниям можно снять с учета и разрушенную часть здания.

Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости в 2019 году

Процедура снятия объекта недвижимости с учета в Едином государственном реестре недвижимости состоит из следующих этапов:

  • Сбор необходимого пакета документов.
  • Подача собранных документов в соответствующие органы.
  • Получение выписки о снятии объекта с учета.

Кто может обратиться?

За снятием недвижимого объекта с учета может обратиться владелец или лицо, действующее от его имени на основании выданной нотариусом доверенности.

Куда необходимо обращаться?

Снять объект с учета в кадастре недвижимости можно, подав необходимый пакет документов и заявление:

  • На сайте Росреестра, но необходимо чтобы заявление было подписано электронной цифровой подписью. Она приобретается в специализированных удостоверяющих центрах (наименование организаций можно найти на сайте Росреестра).
  • На личном приеме в организациях Росреестра. Записаться можно на сайте организации в специальном подразделе «Офисы и приемные».
  • В расположенный рядом многофункциональный центр, но необходимо проверить, предоставляет ли ближайший данную услугу.
  • По почте, но необходимо чтобы все бумаги были заверены нотариусом. Отправку корреспонденции надо осуществить заказным письмом с уведомлением и описанием вложения.

Важно! В настоящее время при помощи сайта Росреестра каждый заявитель может отслеживать на каком этапе рассмотрения находятся документы.

При выборе способа обращения стоит учесть следующие моменты:

  • Если пакет документов отправляется с помощью почтовых служб, то лучше обращаться в местные региональные организации по регистрации или в главный офис: 101000, Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19.
  • Если документы направляются по электронной почте, то можно так же воспользоваться порталом госуслуг.
  • Если пакет документов подается заявителем в службы Росреестра, многофункциональные центры (МФЦ) лично, то ближайшие организации можно найти на сайте федеральной службы по госрегистрации.

Основные документы

Для снятия объекта недвижимого имущества с учета в кадастре надо будет предоставить следующие документы:

  • Личный паспорт.
  • Доверенность, если обращается не собственник.
  • Заявление установленного образца.
  • Акт обследования (капитальные строения, сооружения, помещения) или акт работ землеустроительного характера (при разделе или слиянии земельных участков).
  • Документы правоустанавливающие, если права на недвижимые объекты были зарегистрированы до 01.01.1998.
  • Судебное постановление, если объект снимается с учета по решению суда.

Бланк заявления можно скачать здесь:

Образец заявления о снятии с учета объекта недвижимости

Акт обследования

Для получения акта обследования надо обратиться в специализированную организацию, где в штате работают кадастровые инженеры, которые имеют требуемую по закону квалификацию, подтверждаемую аттестатом.

Для составления акта кадастровому инженеру понадобятся документы, на основании которых объект недвижимости перестал существовать.

Это может быть:

  • решение органов власти на местах о сносе или признании объекта аварийным;
  • документы об изъятии участка землепользования, на котором расположено строение, для нужд государства;
  • проектная документация по строительству новых капитальных строений и других объектов на месте сносимых;
  • решение владельца о демонтаже объекта на добровольной основе;
  • справки (решения) органов местной исполнительной власти, подтверждающие факт гибели имущества в случае стихийного бедствия или по причинам не зависящим от воли владельца объекта.

После выезда на место составляется акт и в электронном виде передается в систему Росреестра. Владелец же получает на руки бумажную копию, заверенную печатью кадастрового инженера.

Важно! Не будет истребован органами регистрации акт обследования, в случаях снятия с учета объекта на основании слияния или раздела.

Выполняются все работы на основании договора. В среднем обследование и изготовление акта занимает 5-7 дней.

Пример акта обследования:

Срок рассмотрения заявления

В соответствии с действующим законодательство снятие объекта с кадастрового учета осуществляется в следующие сроки:

  • 5 дней рабочих с момента подачи заявления в органы регистрации;
  • 7 дней рабочих с момента подачи заявления в многофункциональный центр.

Государственная пошлина за это действие не взимается.

Получение выписки

После снятия объекта недвижимости с учета заявитель получает на руки выписку о том, что объект не числится больше на учете в органах регистрации.

Данный документ будет необходим при подаче документов:

  • в федеральную налоговую службу об отсутствии в собственности недвижимого имущества, подлежащего налогообложению;
  • в муниципальные органы при рассмотрении вопросов об уплате местных сборов по вывозу мусора, предоставлению коммунальных услуг.

Форма документа:

Важно! В случае строительства после демонтажа нового объекта, снять с учета старый можно одновременно с постановкой вновь построенного.

Отказ в снятии с учета

В отдельных случаям органы Росреестра могут отказать заявителю в снятии объекта с учета в ЕГРН.

Документы могут быть возвращены заявителю без рассмотрения в случаях:

  • акт обследования, переданный кадастровым инженером в электронном виде в орган регистрации, не соответствует установленному формату или подписан лицом, не имеющим соответствующих полномочий;
  • обнаружения в документах, поданных на бумажных носителях, повреждений и исправлений, влияющие на смысл документа;
  • подачи заявления не владельцем объекта.

Получив отказ заявитель может обратиться в суд.

В органы судебной власти заявитель направляет:

  • Заявление.
  • Отказ органов, осуществляющих госрегистрацию в снятии с учета объекта .
  • Иные документы, которые подтверждают обстоятельства, изложенные в заявлении.
  • Документ об оплате государственной пошлины.

После получения положительного решения владелец может повторно обратиться в органы регистрации за снятием объекта с учета.

Снятие объекта недвижимости с учета — процедура несложная. В основном она выполняется владельцами для уменьшения налогообложения или строительства нового объекта.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://onlineur.ru/snjatie-s-kadastrovogo-ucheta-obekta-nedvizhimosti/

Как списать основные средства бюджетного учреждения

Как снять с баланса недвижимое имущество

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Ключевые задачи бухгалтерии в отношении учета нефинансовых активов:

  1. Контроль над имущественными активами с момента поступления их в распоряжение предприятия, например с момента покупки до момента их полного выбытия (списания) с бухгалтерского учета. Задача реализуется путем проведения систематической инвентаризации.
  2. Своевременное исчисление материального износа в денежном выражении. Достоверное отражение операций в бухучете.
  3. Получать достоверную информацию об имущественном положении экономического субъекта для составления достоверной финансовой и налоговой отчетностей.
  4. Исчисление и уплата фискальных платежей в государственный бюджет в части налогообложения имущества организации.
  5. Контроль над эффективным использованием средств, направленных на реконструкцию, модернизацию и ремонт ОС компании.
  6. Надзор за эффективной эксплуатацией объектов в производственном цикле или основных видах деятельности.

Стандартный порядок списания основных средств не позволяет снять с бухучета все нефинансовые активы буджетного учреждения. На некоторые виды объектов придется получить особое разрешение собственника или учредителя.

Виды бюджетного имущества

Собственником нефинансовых активов учреждений бюджетной сферы является государство. По п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ от 12.01.1996, основные фонды бюджетных учреждений закрепляются за ними на праве оперативного управления. Различают следующие виды бюджетного имущества:

Вид ОСПраво распоряжения
Недвижимое
Любые здания, сооружения, помещения и прочееОперации по данному виду ОС без официального согласия собственника недопустимы
Движимое
Особо ценное имущество, переданное или закрепленное учредителем за бюджетным учреждением, а также купленное за счет субсидийДля осуществления операций по данным ОЦИ требуется согласие собственника
Особо ценное имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет собственных доходов от оказания предпринимательской и иной деятельностиБУ вправе самостоятельно распоряжаться данным ОЦИИсключения, в которых требуется согласие учредителя:
  • передача ОС в счет вклада в уставный капитал НКО;
  • крупные сделки (п. 13, ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)
Прочее движимое

Исчерпывающий перечень ОЦИ, а также порядок определения ОС как ОЦИ определяет собственник — учредитель бюджетного учреждения. ОЦИ — объекты, без которых осуществление основных видов деятельности госучреждения становится невозможным или затруднительным.

Правила распоряжения имуществом

Законодатели определили ключевые правила по распоряжению имущественными активами госучреждений. Объем прав зависит от типа организации:

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.

Бюджетные организации вправе самостоятельно распоряжаться только движимым имуществом, приобретенным за счет собственных средств. Автономная организация, помимо движимых ОС, купленных за счет предпринимательской деятельности, может распоряжаться и недвижимостью, приобретенной за счет собственных активов.

Казенные не имеют такого права, так как все средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должны быть направлены в государственный бюджет.

Основания для списания

Порядок действий, как списать основные средства с баланса, подразумевает в первую очередь выявление причин, по которым имущество должно быть снято с бухучета учреждения. Ситуации, в которых требуется списание с бухгалтерского учета:

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Списывайте активы, которые морально устарели при строительстве, реконструкции, модернизации и техническом перевооружении предприятия в целом либо его отдельных структурных подразделений.

Списание проводится и в тех случаях, когда провести восстановление актива невозможно либо это требует внушительных финансовых затрат, что будет расценено как нецелесообразное, нерациональное и нецелевое использование бюджетных средств.

Какие еще есть основания для списания ОС с бухгалтерского учета:

  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

Если имущество передается из одного структурного подразделения в другое, движение отражается внутренним перемещением. Заполняется акт приемки-передачи НФА. Если же объект передается от одного обособленного подразделения в другое или в головной офис при условии, что подразделения выделены на отдельный баланс, то соблюдается порядок безвозмездной передачи ОС.

Завершение срока полезного использования ОС не является основанием для его списания с бухгалтерского учета.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС.

При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее.

Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Как оформляется процедура

Документальное оформление списания основных средств выглядит так:

Форма акта определяется в индивидуальном порядке, в зависимости от категории списываемого ОС.

Образец заполнения формы 0504105 на списание транспорта

Скачать

При списании особо ценного или недвижимого имущества требуется получить согласие учредителя. Чтобы собственник принял решение, помимо заключения комиссии, необходимо собрать полный пакет документов, которые подтверждают материальный или физический износ (утрату) объекта. Исчерпывающий перечень подтверждающей документации устанавливает учредитель.

Малоценные активы

Не все ОС должны отражаться на балансовых счетах учреждения. Нормы ведения бухгалтерского учета учреждений государственного сектора предусматривают особые правила ведения учета малоценных активов. К таковым относят основные фонды стоимостью до 100 000 рублей.

Категория малоценных активов делится на две группы:

  • основные фонды, стоимость которых составляет не более 10 000 рублей за единицу;
  • основные фонды, цена которых колеблется от 10 000 до 100 000 рублей за единицу.

В зависимости от стоимости актива определяется норматив отражения в бухучете. Если цена малоценного основного НФА ниже 10 000 рублей включительно, то его нельзя учитывать на балансовом счете 0 101 00 000 бухгалтерского и бюджетного учета. Такие ОС подлежат одновременному списанию на забаланс, где должны учитываться на специальном забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Отразите выбытие малоценного основного НФА стоимостью до 10 000 рублей включительно соответствующим решением специальной комиссии. Спишите активы на основании первичного документа (акта на списание) по той стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.

Основные фонды стоимостью до 100 000 рублей, но более 10 000, учитываются на балансовом счете 0 101 00 000. Но их первоначальная стоимость сразу списывается на амортизационные отчисления. Простыми словами, первоначальная цена ОС в размере 100 % списывается на амортизацию — счет 0 102 00 000 бухгалтерского учета.

Даже 100 % начисления амортизации по конкретному объекту основных фондов не дает оснований для выбытия его с бухгалтерского учета. Следовательно, списать с баланса ОС стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей нельзя.

Такой актив можно будет убирать с баланса только при определенных основаниях: моральном и(или) физическом износе, ликвидации, утрате или порче, невозможности восстановления, нерациональности и нецелесообразности проведения модернизации. Либо если имущество решено передать в лизинг или аренду (с отражением на балансе получателя), продать, пожертвовать или передать безвозмездно.

Проводки на списание основных средств для бюджетников

ОперацияДебетКредит
Списана накопленная амортизация по выбывшему объекту0 104 ХХ 4100 101 ХХ 410
Списана остаточная стоимость основного фонда по причинам:
При недостаче или уничтожению0 401 10 2710 101 ХХ 410
При стихийных бедствиях0 401 10 2730 101 ХХ 410
Прочие причины0 401 10 1720 101 ХХ 410
Оприходованы материалы, образовавшиеся после демонтажа (разборки) ОФ0 105 ХХ 3400 401 10 172
Отражены произведенные затраты на списание объекта0 401 20 2000 302 ХХ 730

Источник: https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/kak-spisat-osnovnye-sredstva-byudzhetnogo-uchrezhdeniya

Как снять с баланса недвижимое имущество

Как снять с баланса недвижимое имущество

Политика налогообложения регулярно претерпевает изменения. Далеко не всегда кардинальные, но при этом все равно важные.

В этой статье мы поговорим про налог на имущество на автомобиль.

Требует ли актуальное законодательство выплаты подобного рода с физических и юридических лиц, и существуют ли какие-то исключения из правил?

Все по одной теме Налог на недвижимость – 2018 Автор

Многие путаются в вопросах выплаты налога на имущество.

Зная о его существовании, граждане задаются вопросом, облагаются ли налогом на имущество транспортные средства в 2019 году.

Возможно, трудность возникает по той причине, что россияне путают понятия «налог на имущество» и «транспортный налог».

Итак, транспортный налог в обязательном порядке выплачивается владельцами таких транспортных средств, как авто, мотоциклы, автобусы и самоходные машины, лодки и катера, снегоходы.

Причем в данном вопросе имеются исключения, детально прописанные в законодательстве.

По закону вносить на баланс государства средства в счет имеющегося имущества физлица должны только за недвижимое имущество.

К нему относятся, например, квартиры, дома, гаражи и прочие объекты строительства.

Транспортные средства являются движимым имуществом, поэтому на них данная пошлина не распространяется.

С юридическими лицами все обстоит значительно сложнее.

В общем и целом закон предусматривает для них необходимость выплаты государственного сбора.

Становление и развитие института регистрации прав на

При этом тот факт, должна ли организация платить налог на имущество за автомобиль, будет зависеть от нескольких нюансов.

Несколько лет назад, 1 января 2013 года, государство освободило организации от уплаты налога на движимую собственность, принятую в качестве основных средств, начиная с этой даты.

Тот транспорт, который был зарегистрирован ранее этого срока, остался в списке имущества, подлежащего налогообложению.

Решив воспользоваться такой поблажкой, многие коммерческие структуры пытались прибегнуть к различным хитростям, дававшим им возможность регистрировать движимое имущество уже после и не выплачивать за него пошлину.

В частности, заявляли, что имущество не использовалось до указанного срока ввиду необходимости решения определенных технических вопросов.

Или придумывали иные варианты, освобождавшие их от обязанности уплаты налогового сбора.

  • Чтобы предупредить дальнейшие мошеннические схемы, в законодательство 1 января 2015 года была внесена поправка.
  • Согласно ей налог на имущество в виде автомобиля для юридических лиц в 2019 году будет действовать в отношении движимого имущества, которое принято на учет в качестве основного средства после в результате: Кроме этого, 1 января того же года была принята и еще одна поправка, освобождающая юридические лица от уплаты имущественного налога с «движимости», относящейся к 1-й и 2-й амортизационным группам.
  • Что касается того, облагается ли налогом на имущество автомобиль организации в 2019 году, попадающий в амортизационную группу начиная с 3-й и далее, то ответ положительный.
  • Тот факт, облагается ли налогом на имущество автомобиль, приобретенный в 2016 году, будет зависеть от нескольких нюансов.
  • Во-первых, от того, каким именно образом он поступил на баланс организации.
  • Если машина была получена компанией любым законным способом, кроме реорганизации юрлица, передачи от зависимого лица и юридической ликвидации, налог на нее платить не нужно.

Если к моменту уплаты налога срок полезного использования транспортного средства составит хотя бы год (первый класс амортизации), то на данный автомобиль, купленный в 2016 году, налог на имущество также распространяться не будет.

Причем в этом случае не имеет значения, каким именно образом машина была зачислена на баланс в качестве основного средства.

Помимо уже описанных поблажек в отношении двух амортизационных групп, а также машин, зарегистрированных после , имеется еще один вариант налоговых послаблений.

Он распространяется на то имущество, которое принято на баланс коммерческих структур, действующих в рамках свободной экономической зоны (СЭЗ).

При условии, что данное имущество находится и используется также на территории СЭЗ.

Действует данная льгота в течение 10 лет с момента принятия имущества в качестве основного средства.

  • Внесение в налоговое законодательство очередных корректив повлекло множество встречных вопросов.
  • Рассмотрим пару спорных моментов, наиболее характерных для возникшей ситуации.
  • Нужно ли будет оплачивать налог с движимого имущества, принятого на учет после 1.01.13, но предполагающего монтаж и состоящего из конструктивных деталей, купленных у взаимозависимых лиц?
  • Замминистра финансов России Алексей Моисеев сказал, что настала пора отменить любые ограничения движения счетов граждан – как валютных резидентов, так и нерезидентов.
  • Слова замминистра передало «РИА Новости» с Гайдаровского форума. Центральный банк пока занимает более осторожную позицию.
  • Помимо этого назрела необходимость отменить требования к репатриации валютной выручки и отменить учет аванса по импорту, считает Моисеев. Но мы полагаем, что репатриацию [валютной выручки] надо отменять и надо отменять специальный режим, который действует по счетам российских граждан в иностранных кредитных ограничениях», – добавил он.

«Министерство финансов имеет такую официальную позицию. Альтернативой контролю за движением средств по счетам должна стать отчетность для юрлиц, которая заменит нынешние механизмы расчета и контроля состояния платежного баланса.

«Более того, конечно, мы должны будем ввести ответственность за непредоставление отчетности и/или создание недостоверной отчетности», – предупредил замминистра.

Законопроект Минфина уже готов и проходит согласование с ведомствами с переменным успехом. Я уверен, что мы добьемся в этом году успеха в этой части», – подчеркнул Моисеев.

подписал закон о смягчении валютного регулирования.

Согласно документу граждане России, проводящие за рубежом более 183 дней в течение календарного года, освобождаются от обязанностей отчитываться в налоговых органах и соблюдать ограничения по валютным операциям.

До того валютным резидентом считался гражданин России, заехавший в страну даже на один день.

Он должен был отчитываться о зарубежных счетах перед российскими налоговиками – об открытии и закрытии, об операциях и остатках.

Также закон разрешает резидентам использовать свои зарубежные счета для получения от нерезидентов денежных средств от продажи транспортных средств и недвижимого имущества, находящихся за пределами России.

Но недвижимость должна быть расположена в государстве – члене ОЭСР или FATF, ведущем автоматический обмен финансовой информацией с российскими компетентными органами.

Уменьшается административная нагрузка – исключается требование об отметке налоговой службы при открытии иностранного счета при переводе денег со своего российского счета на зарубежный.

Однако закон не ослабляет ограничения на зачисление на зарубежные счета выплат из трастов, инвестфондов, созданных в виде партнерств, а также на средства от операций с ценными бумагами и деривативами.

По действующему законодательству за валютные нарушения грозит штраф – сначала в 75%, а потом в 100% суммы операции.

Он может грозить даже за разрешенные операции, если они совершены по иностранному счету, о котором налоговики не были уведомлены, предупреждала в своем письме ФНС.

Федеральный закон о приватизации государственного и

Любые объекты, находящиеся на балансе населенного пункта могут сдаваться в аренду.

При этом есть тонкости в мероприятиях до заключения договора, установленные обязательства каждой из сторон.

После окончания срока его действия, сделка продлевается, но с учетом требований.

Самые популярные вопросы по исполнительному производству

Согласно Федерального закона №135, муниципальные органы имеют право сдать находящееся на балансе недвижимое имущество в наем на определенный срок.

Аренда муниципальных нежилых помещений предоставляется физическим и юридическим лицам.

В каждом случае имеются нюансы и требования, с которыми важно ознакомиться.

  • Недвижимость может иметь различные цели использования: Арендодателем выступает только администрация по месту расположения недвижимости.
  • Муниципальные помещения сдаваемые в аренду находятся на балансе региона, а не в частной собственности.
  • Порядок, который закреплен на законодательном уровне, в любом случае соблюдается. Каждый претендент на найм недвижимого имущества производит оплату залога, который является вступительным взносом.
  • Его размер будет зависеть от ситуации и чаще всего составляет 10-15% от первоначальной суммы выставленного помещения.

Важно знать нюансы, которые относятся к процессу продления договора найма нежилого помещения.

С этим сталкиваются практически все арендаторы, осуществляющие свою деятельность продолжительное время. Этим можно воспользоваться только тогда, когда в процессе эксплуатации не было задолженностей по оплате, и все суммы поступали в установленное время на муниципальный счет.

Как рассчитать авансовый платеж по налогу на имущество за 2019

Есть и свои правила, которые применимы к процессу продления срока сдачи.

Это все говорит о том, что продление договора аренды возможно многочисленное количество раз.

Законодательно никаких ограничений в этой услуге не имеется.

Отказ осуществляется от муниципалитета в том случае, если есть желание использовать объект в другом направлении, или со стороны нанимателя допускались нарушения условий по сделке.

Во время мероприятий по найму объектов находящихся на балансе региона или города, бывают исключения, когда не требуется аукционов и торгов.

В качестве арендатора выступает государственная организация или учреждения некоммерческой направленности.

В последнем случае они должны иметь направление социального характера, медицинского.

Источник: http://fashiongallery.spb.ru/kodeks-kak-snyat-s-balansa-nedvizhimoe-imuschestvo.html

Юридический журнал