Показатели премирования водителя автомобиля

Премирование водителей автомобилей

Показатели премирования водителя автомобиля

Организации автомобильного транспорта, руководствуясь ст.

63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), на основании коллективного договора используют системы премирования водителей автомобилей для улучшения различных показателей своей деятельности.

Показатели, условия и размеры премирования предусматриваются в положениях по оплате труда, которые согласно ст. 364 ТК являются составной частью коллективного договора. По своему целевому назначению системы предусматривают премирование:

    • за производственные результаты;
    • по специальным системам.

Показатели и условия премирования

При премировании водителей за производственные результаты число показателей и условий премирования устанавливается в количестве, не превышающем 2–3-х, от которых зависят общие результаты деятельности организации.
Приведем сгруппированные по видам перевозок показатели и условия премирования водителей, используемые в практике работы организаций.

Водители:

    •  занятые международными и междугородными перевозками грузов:
    • своевременное выполнение заданий, предусмотренных путевыми листами на перевозку грузов;
    • отсутствие замечаний грузоотправителя и грузополучателя;
    • соблюдение норм пробега;
    •  занятые пригородными и городскими перевозками грузов:
    • выполнение заданий, предусмотренных путевыми листами на перевозку грузов: количество тонн, ездок (рейсов), часов работы;
    • соблюдение графиков перевозки грузов;
    • выполнение месячного плана по выручке (доходам) и др.;
    •  занятые грузовыми перевозками при премировании за коллективные результаты:
    • рост выработки автомобилей в тонно-километрах в расчете на одну среднесписочную тонну грузоподъемности к соответствующему периоду прошлого года;
    • рост производительности труда, исчисленной исходя из выручки от реализации продукции (работ, услуг) в сопоставимых условиях нарастающим итогом с начала года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
    • автобусов междугородных и пригородных маршрутов:
    • выполнение месячного плана по выручке (доходам);
    • выполнение сменных заданий по количеству рейсов;
    • соблюдение графика движения;
    • высокая культура обслуживания пассажиров: отсутствие жалоб, объявление остановочных пунктов, соблюдение порядка приобретения билетов;
    • автобусов городских маршрутов:
    • выполнение сменных планов по количеству рейсов;
    • соблюдение графика движения по маршруту;
    • высокая культура обслуживания: отсутствие жалоб пассажиров, объявление остановочных пунктов, соблюдение порядка приобретения и компостирования талонов;
    • заказных автобусов:
    • выполнение задания заказчика, соблюдение графика движения;
    • отсутствие замечаний заказчика и пассажиров на культуру и качество обслуживания;
    • легковых автомобилей-такси:
    • выполнение плана по выручке;
    • отсутствие нарушений трудовых обязанностей и жалоб пассажиров на качество обслуживания;
    • служебных легковых автомобилей:
    • своевременное и качественное выполнение задания;
    • содержание автомобилей в технически исправном состоянии.

Начисление премий

Премия за отчетный месяц начисляется:

    • водителю со сдельной премиальной оплатой труда — в процентах от сдельного заработка:

Сп = Зс ´ П / 100 %, где Сп — сумма премии за месяц, руб.; Зс — сумма сдельного заработка, начисленного за месяц, руб.;

П — процент премии;

    • водителю с повременной премиальной оплатой труда — в процентах от тарифной ставки (оклада), начисленной за отработанное за месяц время:

Сп = Тч ´ Чотр ´ П / 100 %, где Тч — часовая тарифная ставка водителя, руб.; Чотр — количество отработанных за месяц часов, час.

Согласно Рекомендациям по особенностям оплаты труда работников автомобильного транспорта, утвержденным приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 24 января 2005 г.

№ 2 (далее — Рекомендации), премии начисляются на доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Заработная плата» № 7 (7), июль 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Источник: https://zp.by/number/2006/7/prem_vod_avto/

Водители на пассажирских перевозках: как оплатить их труд и премировать

Показатели премирования водителя автомобиля

Водителей можно отнести к категории работников, чье рабочее время и отдых подлежат строгой регламентации. Регулярные медицинские осмотры, строго ограниченные часы работы – это основное правило, обеспечивающее минимизацию усталости водителя, в том числе, появления психологической заторможенности.

Оплата труда водителя – это вознаграждение за его работу, которое выплачивается в соответствии с заключенным трудовым договором при полном выполнении стороной работника своих обязанностей. В его заработную плату входят все виды начислений, с учетом доплаты за классность, премий и иных денежных вознаграждений.

Виды пассажирских перевозок городского и пригородного сообщения

Городские пассажирский транспорт – это автобусы, троллейбусы, трамваи, метро. В крупных городах так же существует система маршрутных такси и городского такси от разных перевозчиков.

Оплата труда и особенности ее организации для водителей трамваев и машинистов метро имеет свои особенности. В данной статье будет рассматриваться только оплата водителей пассажирского автомобильного транспорта.

В зависимости от принадлежности пассажирского транспорта к муниципальной или частной собственности, заработная плата работников может существенно различаться. Пригородный транспорт ограничивается автобусами, при этом зарплата шофера будет зависеть не только от вместимости автобуса, но и от дальности поездки и времени суток, в течение которых поездка осуществляется.

На каждом автотранспортном предприятии разрабатывается свое положение, которое учитывает все нюансы конкретной работы. Заключая трудовой договор, человек дает свое согласие на загруженность в соответствии со спецификой работы предприятия. Также он принимает на себя обязательства по добросовестному выполнению своей трудовой функции.

От чего зависит оплата труда водителя пассажирского транспорта

От времени работы:

Зависимость зарплаты от времени имеет под собой серьезную основу, поскольку здоровье водителя целиком зависит от того, сколько времени он находится в напряжении, т.е. за рулем.

По нормативам водитель не может быть за рулем более 40 часов в неделю, но фактически водитель междугородних рейсов может быть за рулем до 10-12 часов. Ненормированный рабочий день допускается у водителей, которые обслуживают геологоразведочные партии и экспедиции.

За превышение времени работы предусматривается доплата, которая учитывается при расчете заработка.

От места пассажирской перевозки:

В условиях горной или труднодоступной местности, в условиях мороза, сильной жары или перевозке пассажиров в крупногабаритных автобусах (более 9,5 м.) оплата труда может отличаться от заработной платы в условиях крупного города.

Сдельная и повременная оплата труда

Оплата труда шофера может быть как повременной, так и сдельной. Выбор вида оплаты труда остается за работодателем, который руководствуется соображениями наибольшей эффективности сотрудников. Например, в случае наличия обоснованного плана и объема пассажирских перевозок сдельная оплата вполне оправдана, поскольку только от водителей зависит быстрота и качество переезда пассажиров.

  • При расчете сдельной ставки заработной платы учитывается пройденное расстояние (длина поездки) и количество пассажиров;
  • коэффициент выработки каждого члена водительской бригады может исчисляться в индивидуально пройденном расстоянии (километраже) – чаще этот показатель учитывается в пассажирских перевозках на легковых автомобилях. Учитывается только расстояние без простоя автомобиля на отдых пассажиров;
  • пассажирооборот или количество перевезенных пассажиров на конкретное расстояние. Показатель зависит от наполненности автобуса пассажирами, т.е. он будет снижаться, если вместимость автобуса будет значительно превышать количество перевезенных пассажиров.

Повременная оплата выгодна в случае, когда сдельная оплата невозможна или неактуальна для работников. Это те случаи, когда невозможно точно выделить количество пассажиров, перевезенных одним водителем; когда невозможно оценить качество поездки; когда есть вероятность просчета доли участия единичного работника.

Постоянная и переменная часть оплаты работы водителя

Постоянная часть заработной платы водителя неизменна, поскольку сумма вознаграждения за труд закреплена в трудовом договоре. Переменная часть зарплаты включает в себя множество факторов: дальность маршрута, количество пассажиров, сложность дороги и прочее. Зарплата водителя так же включает различные премии, доплаты за совмещение, за сложный характер поездки и проч.

Сравнивая постоянную и переменную часть зарплаты надо сказать, что увеличиваться может лишь переменная часть, поскольку в ней заложено много составляющих, зависящих только от работника. Для сохранения рабочего места водителю важно увеличивать долю переменной части зарплаты без снижения качества работы.

Если постоянная часть варьируется от 30 и до 50% зарплаты, то переменная часть может увеличиваться от 40% до внушительной суммы. Когда водитель показал себя добросовестным работником, ему могут предложить совмещать поездки с пассажирами на разных графиках. Администрация лояльно относится к дополнительным заработкам сотрудников, если они качественно выполняют основную работу.

Премирование входит в состав переменной части заработной платы на всех видах пассажирских перевозок, но в отличие от постоянного оклада, премия полностью зависит от индивидуальных/общих результатов работы, которые измеряются различными показателями. Обычно их привязывают к количеству пассажирооборота.

Варианты показателей для премирования водителей:

  • за выполнение плана пассажироперевозок;
  • за выполнение норм расхода топлива и ГСМ;
  • за вождение без ДТП;
  • за отсутствие нарушений правил пожаробезопасности и охраны труда;
  • за содержание транспортного средства в исправном состоянии и проч.

Премирование может выполняться как индивидуальное, так и бригадное. Индивидуальное премирование начисляется за выполнение плана по выручке денежных средств за поездки и за выполнение количества рейсов по утвержденному плану. Премирование бригады водителей осуществляется по общим показателям и распределяется между работниками в соответствии с долей каждого.

Источник: https://human-factors.ru/kejsy/oplata-voditeley-passagirsk

Юридический журнал