Психологические тесты при переводе в фсб

Тесты пфо фсб решать

Психологические тесты при переводе в фсб

Предлагаем вам пройти своеобразный тест на внимательность. Четвертое задание совсем иного рода – чтобы пройти его, вам понадобится не только внимательность, но и логика.

Мы подобрали для вас несколько классических задачек. Говорят, такие картинки часто встречались в детских журналах в советское время, но интересны они и по сей день – в том числе и взрослым.

Некоторые из них потребуют только внимательности, другие – внимательности и умения стоить логические цепочки.

Наш тест на внимательность представлен в картинках и состоит из задачек разного типа: найти ошибку, найти отличия и сделать логические выводы. Итак, посмотрите на изображение и ответьте на ряд вопросов: П.

В каноническом варианте задачки спрашивалось также, ходит ли сейчас мальчик в школу или нет.

Все задачи (как, конечно, и ответы) доступны онлайн и совершенно бесплатно. Для ответа надо было разглядеть, что на календаре зачеркнуты только первые семь дней, то есть время каникул еще не наступило, следовательно, в школу мальчик ходить должен.

От себя добавим, что 10-го человека видно не слишком четко, поэтому если вы найдете девятерых людей, это уже хороший результат.

Однако качество картинки, на наш взгляд, не позволяет разглядеть зачеркнутые и незачеркнутые дни, поэтому мы не стали задавать этот вопрос, а пишем о нем лишь для справки.

Еще одна картинка такого же рода, и тоже из советских времен.

Но теперь мы приготовили задачку посложнее: здесь и вопросов побольше, и некоторые ответы требуют большего количества логических шагов. Итак, вопросы: У этой загадки достаточно много вариантов ответов.

То, что для одного нелогично, другой считает вполне вероятным или же следствием плохой прорисовки (не очень высоких художественных способностей автора).

Впрочем, возможно, тот факт, что каждый видит в картинке что-то свое (в том числе «свои ошибки»), – лишний повод проверить свои внимательность и логику. Надеемся, наш тест в картинках оставил у вас приятное впечатление и вы справились со всеми заданиями.

Прием на работу онлайн Примеры тестов Советы Рекомендации

Если же они вызвали у вас сложности, ознакомьтесь с нашей статьей «Как стать внимательнее?

Напоследок предлагаем вам посмотреть одну известную социальную рекламу, которая также содержит в себе задачку на внимательность.

Тест предназначен для определения интегрального показателя общих способностей. Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей.

Инструкция к тесту: «Вам предлагается несколько простых заданий. Через 15 минут, по команде, сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней.

Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее. Во время выполнения теста ответы на ваши вопросы даваться не будут. Способности обобщения и анализа материала устанавливаются на основе выполнения заданий на пословицы.

Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них: Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Эти задания требуют абстрагирования от конкретной фразы и перехода в область интерпретации смыслов, установления их пересечений и нового возврата к конкретным фразам.

Тестовый материал: Интегральный показатель общих умственных способностей (Ип) равен количеству правильно решенных задач.

Гибкость мышления как компонент общих способностей также определяется по выполнению заданий на пословицы.

Если ассоциации испытуемого носят хаотический характер, то можно говорить о ригидности мышления (например, такие задания, как №11).

Инертность мышления и переключаемость – это важные характеристики общих способностей к обучаемости.

Для их диагностики предусмотрено специальное расположение заданий в данном тесте.

Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта.

Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен.

Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость выявляются по заданиям, которые могут снижать показатель теста у испытуемых (24, 27, 31 и др.).

Эмоционально реагирующие испытуемые начинают улыбаться и обращаться к экспериментатору вместо того, чтобы быть направленными на объект, то есть задачу.

Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания определяются заданиями №8 и 13.

Они выявляют способность в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основные содержания, сопоставлять цифры, знаки и т.п.

Употребление языка, грамотность может быть проанализирована на основании выполнения заданий на умение пользоваться языком.

Задача №8 предполагает элементарные знания иностранного языка (в пределах алфавита).

Умо пфо по информационной безопасности обсудило текущую

Для их диагностики предусмотрено специальное расположение заданий в данном тесте.

Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта.

Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен.

Эмоциональные компоненты мышления и отвлекаемость выявляются по заданиям, которые могут снижать показатель теста у испытуемых (24, 27, 31 и др.).

Эмоционально реагирующие испытуемые начинают улыбаться и обращаться к экспериментатору вместо того, чтобы быть направленными на объект, то есть задачу.

Скорость и точность восприятия, распределение и концентрация внимания определяются заданиями №8 и 13.

Они выявляют способность в сжатые сроки работать с самым разнообразным материалом, выделять основные содержания, сопоставлять цифры, знаки и т.п.

Употребление языка, грамотность может быть проанализирована на основании выполнения заданий на умение пользоваться языком.

Задача №8 предполагает элементарные знания иностранного языка (в пределах алфавита).

Тесты на интеллект пройти тест на iq онлайн? – Домино-тест

Ориентировка устанавливается благодаря анализу стратегии выбора испытуемым задач для решения. Другие – только те, которые для них легки и решаются ими быстро. Здесь к тому же проявляются склонности тестируемых.

Некоторые из них просматривают напечатанные на данном листе теста задания и выбирают сначала задачи математические, имеющие числовое содержание, а другие, пользуясь этой стратегией, предпочитают задачи вербальные.

Пространственное воображение характеризуется по решению четырех задач, предполагающих операции в двумерном пространстве.

Таким образом, методика КОТ может быть использована для исследования относительно большого количества компонентов общих способностей.

С ее помощью достаточно надежно прогнозируется обучаемость и деловые качества человека.

Тест позволяет продумать рекомендации для развития тех аспектов интеллекта, из-за которых медленно или неправильно выполнены соответствующие задания.

Первая пара – правильная последовательность букв, во второй, сразу следующей за первой, последовательность обратная.

Зеркально же, следующая пара имеет обратную последовательность.

Следовательно, следующая пара должна находиться сразу же за предыдущей и иметь прямую последовательность букв.

Источник: http://aktivstroy.spb.ru/testy-pfo-fsb-reshat.html

Тесты ФСБ

Психологические тесты при переводе в фсб

Служба в ФСБ является одной из самых престижных в России. Однако в ряды служащих, обеспечивающих безопасность Российской Федерации, попадают граждане, обладающие не только крепким физическим здоровьем, но и психологической подготовкой.

Для того, чтобы доказать свою готовность стать сотрудником Федеральной службы безопасности, необходимо пройти строжайший отбор, который включает в себя множество проверок и тестирований, позволяющих определить все черты характера и особенности психики кандидата.

Что такое ПФО?

Каждый претендент, желающий поступить на службу в ФСБ, обязан пройти предварительное психо-физическое обследование (ПФО), правила проведения которого прописаны в Приказе ФСБ РФ №151, принятом 13 апреля 2011 года. В комплекс ПФО входит несколько этапов:

  • медицинская комиссия, дающая оценку состояния здоровья;
  • комплекс психологических IQ-тестов;
  • тесты на зрительную память, позволяющие определить скорость и точность визуального запоминания образов;
  • беседа со специалистом, оценивающим уровень психологической готовности и социальных условий жизни претендента (предстоит ответить на вопросы о семье, вредных привычках, половой жизни и т.д.).

Если гражданин успешно пройдет все уровни психо-физического обследования и получит медицинский допуск к прохождению службы в рядах ФСБ, завершающим этапом станет проверка на полиграфе.

ВАЖНО! Освидетельствование психического здоровья и психологической подготовки проводится строго в добровольном порядке после получения письменного согласия от кандидата.

Тестирование при устройстве на работу

Психодиагностическое тестирование является первым этапом освидетельствования кандидата, в ходе которого претендентам предлагают пройти несколько тестов.

Общая длительность процедуры составляет шесть часов, поэтому кандидатам рекомендуется накануне больше отдыхать и высыпаться. Проведение тестов начинается в первой половине дня.

Через каждые полтора-два часа работы обязательно делаются перерывы на 10 минут.

Во время тестирования поступающих на службу в ФСБ ожидают:

  • тест на IQ;
  • цветовой тест Люшера,
  • психологический тест MMPI (более 400 вопросов);
  • краткий отборочный тест (КОТ), определяющий степень скорости восприятия материала, гибкость мышления и способность к анализу.

Тест IQ

Используемый для отбора кандидатов в разных сферах деятельности, IQ-тест применяется и для оценки претендентов, поступающих на службу в ФСБ. Данный тест помогает выявить уровень интеллектуального развития и способностей кандидата. Низкий уровень IQ неприемлем для сотрудников ФСБ и является основанием для отказа претенденту.

Цветовой тест Люшера

Методика исследования личности при помощи цветового теста была разработана в 1949 году психотерапевтом из Швейцарии Максом Люшером.

Испытуемому предлагается упорядочить цвета по степени их субъективного восприятия.

При этом тестируемый должен отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, общепринятыми вкусами и традициями и постараться сделать выбор, основываясь исключительно на личных предпочтениях.

ВАЖНО! Тест Люшера проводится в светлое время суток при естественном освещении. Однако воздействие прямых солнечных лучей на таблицу с цветами является недопустимым.
Выбор цветовых предпочтений основывается на бессознательных процессах, поэтому данный тест позволяет выявить, каким именно человек представляет самого себя и каким он стремится быть.

На основании результатов специалисты могут дать индивидуальную оценку личности и составить список профессиональных рекомендаций.

Психологическое тестирование MMPI

Тест MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник) был разработан специалистами в области психологии в 30-40-х годах ХХ столетия. Сегодня MMPI считается одной из наиболее популярных и изученных методик исследования индивидуальных особенностей характера человека. В частности, 556 вопросов позволяют выявить:

  • общую картину самочувствия кандидата;
  • особенности его характера и поведения;
  • имеющиеся привычки и интересы;
  • отношение к жизненным ценностям;
  • особенности межличностных отношений и т.д.

На каждый из вопросов теста достаточно дать положительный или отрицательный ответ. По результатам будут сформированы десять основных шкал, позволяющих определить склонность к депрессии, паранойе, шизофрении, истерии, ипохондрии и другим психическим расстройствам и заболеваниям.

КОТ

КОТ – краткий отборочный тест, состоящий из 50 вопросов, ответить на которые необходимо в течение 15 минут. На первый взгляд вопросы могут показаться не сложными, однако отвечать на них следует предельно внимательно.

Достаточно пропустить одну неправильную цифру или букву, и ответ будет не засчитан, что существенно снизит возможность успешного прохождения ПФО.

Примеры вопросов КОТ:

  • Какое из перечисленных чисел является наименьшим?
  • Два друга собрали 32 гриба. При этом первый нашел в 7 раз больше, чем второй. Сколько грибов собрал второй?
  • Из перечисленных вариантов выберите слово, противоположное по значению прилагательному «талантливый».
  • Верно ли утверждение, что сокращение «P.S.» значит «постскриптум»?

При этом сложность вопросов возрастает по мере прохождения теста. То есть, если в начале кандидат отвечает на более простые вопросы, то в конце ему следует быть наиболее внимательным.

Результаты профотбора и беседа с кандидатом

Результаты всех пройденных тестов обрабатываются специалистом по психологическому отбору, после чего кандидату сообщается дата и место проведения личной беседы, главная задача которой заключается в том, чтобы:

  • определить индивидуальные психологические особенности каждого претендента;
  • узнать о жизненных этапах и событиях, которые оказали влияние на становление личности;
  • изучить мотивы, по которым претендент хочет выбрать службу в ФСБ в качестве основной профессии.

ВАЖНО! Если результаты пройденных тестов и беседы со специалистом оказались неоднозначными, кандидата могут направить на прохождение дополнительного тестирования.

Когда полученных данных вновь недостаточно для составления четкого психологического образа, специалисты могут потребовать предоставления дополнительных материалов на претендента (характеристик и отзывов от родственников, друзей, с предыдущих мест работы или учебы).

Все результаты заносятся в протокол, где также указывается заключение о профессиональной пригодности кандидата.

ПФИ (или ОИП)

Психофизиологическое исследование (ПФИ) представляет собой опрос с использованием полиграфа (также сокращается как ОИП).

К данному освидетельствованию допускаются только лица, успешно прошедшие все предыдущие стадии отбора.

Если же по результатам тестирования и личной беседы специалист поставил в протоколе отметку «Психологически не годен для службы в ФСБ», тест на полиграфе проходить уже не придется.

Зачем необходима проверка на «детекторе лжи»?

задача применения полиграфа заключается в том, чтобы проверить честность кандидата при предоставлении информации. Каждому претенденту на поступление в ряды ФСБ необходимо ответить на стандартные вопросы, набор которых зависит от планируемой должности.

Применение детектора лжи помогает определить:

  • склонность к злоупотреблению спиртными напитками;
  • зависимость от наркотических препаратов и психотропных веществ;
  • факты участия в обороте наркотиков, незаконной торговле оружием;
  • случаи взаимодействия с преступными группировками;
  • факты совершения противозаконных действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность;
  • искажение или сознательное умалчивание некоторых анкетных данных, сведений об имеющихся доходах и имуществе.

ВАЖНО! Проверка на полиграфе обязательна для всех, кто поступает на службу в ФСБ. Кроме того, обязать прохождение через «детектор лжи» могут и действующих сотрудников службы безопасности для обеспечения дополнительного контроля за их деятельностью и выявления возможных нарушений в процессе работы.

Принцип работы полиграфа (ПФЛ)

Полиграф дает оценку правдивости ответов испытуемого, основываясь на данных мониторинга сердечно-сосудистой системы, а также дыхании, электрическом сопротивлении кожи, показателях пульса и ряде других параметров.

Регистрировать их позволяют специальные датчики, передающие информацию на монитор.

На основе данных, считываемых датчиками, производится автоматический анализ, позволяющий выявить истинность или лживость информации, сообщаемой кандидатом.

Сознательная ложь является стрессовой ситуацией для человека, поэтому в его организме происходят определенные реакции, которые могут быть не заметны человеческому глазу, но легко считываются приборами.

Контролировать реакцию организма, происходящую на уровне подсознания, практически невозможно.

Поэтому на основании сигналов, подаваемых телом, легко можно сделать вывод о правдивости или лживости того или иного высказывания кандидата.

Как проходит тестирование?

Прохождение собеседования с использованием полиграфа требует предварительной подготовки, состоящей из нескольких этапов:

  • перед началом тестирования для испытуемого проводится вводный инструктаж;
  • далее кандидат в обязательном порядке подписывает согласие на прохождение опроса;
  • претенденту на службу в ФСБ предлагают разместиться в специальном кресле с максимальным удобством, чтобы никакие дополнительные факторы не провоцировали чувство дискомфорта;
  • к телу испытуемого подключаются датчики (чтобы данный процесс не причинял психологического дискомфорта, специалист попутно объясняет кандидату особенности применения и установки каждого датчика);
  • после того, как кандидат полностью готов к проведению тестирования, производится калибровка прибора (кандидату задаются вопросы, ответ на которые является очевидным, но при этом следует ответить правду или солгать в зависимости от требования сотрудника, отвечающего за работу «детектора лжи»);
  • после того, как прибор подготовлен к работе, начинается основной этап тестирования, который длится около двух часов.

На завершающем этапе испытания часто проводится «молчаливый тест», в ходе которого человек дает ответы на вопросы в уме, но не проговаривает их вслух. Такая мера необходима для исключения возможных мер противодействия работе полиграфа.

Все вопросы, задаваемые во время проверки, можно разделить на три основных типа:

  • настраивающие («назовите свою фамилию»);
  • коррекционные («употребляли ли вы когда-либо наркотики?»);
  • фактические («есть ли у вас судимость?»).

Предпочтение отдается простым вопросам, на которые можно дать однозначный ответ «да» или «нет».

Когда испытание подходит к концу, специалист-полиграфолог анализирует результаты и составляет заключение о достоверности информации и честности кандидата. В документе обязательно указываются:

  • ФИО и дата рождения кандидата;
  • модель используемого полиграфа;
  • перечень факторов риска, проверяемых при тестировании;
  • список заданных вопросов;
  • данные, полученные в ходе тестирования и предварительной беседы;
  • выводы о готовности к прохождению службы;
  • ФИО специалиста, проводившего ПФИ.

ВАЖНО! Согласно имеющейся статистике, из 10 претендентов на службу в ФСБ успешно проходят испытание полиграфом лишь 1-2 человека.

Как подготовиться к прохождению полиграфа и стоит ли его бояться?

Если человеку действительно нечего скрывать, то проверка на полиграфе проходит достаточно просто.

Однако перед беседой с использованием «детектора лжи» кандидатам рекомендуется:

  • хорошо выспаться;
  • не принимать алкоголь, транквилизаторы или успокоительные препараты;
  • сохранять спокойствие.

Во время тестирования не следует воспроизводить в уме ассоциации, возникающие при том или ином вопросе. Отвечать рекомендуется довольно быстро, но максимально сосредоточенно. Залогом успешного прохождения полиграфа станут уверенность в себе и умение контролировать свои эмоции.

Если не получится пройти ПФО и ПФИ с первого раза

По результатам проведения полного комплекса тестирований кандидату сообщается решение о возможности поступления на службу. В случае отказа причины не объясняются.

Кандидат, получивший отказ, имеет право предпринимать повторные попытки для поступления на службу. Однако в таком случае ему следует иметь в виду, что личное дело в ФСБ уже заведено и в нем указана причина, по которой претендента не приняли в предыдущий раз.

Такая неблагоприятная личная история существенно снижает дальнейшие шансы претендента.

Служба в ФСБ связана с высоким уровнем ответственности и частыми стрессовыми ситуациями.

Поэтому претенденты, желающие вступить в ряды Федеральной службы безопасности, должны обладать высокой психоэмоциональной устойчивостью и определенными моральными качествами, оценка которых дается при прохождении обязательного психо-физического обследования. Только лица, успешно прошедшие все психологические тесты и беседу с применением полиграфа, смогут защищать безопасность Российской Федерации в рядах ФСБ.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/testy-fsb-5ceabfede68b7800b39c20c8

«Выполняет поставленную следователем задачу»

Психологические тесты при переводе в фсб

Студент Высшей школы экономики Егор Жуков внесен в список экстремистов и террористов. Это внесудебная репрессия, которая надолго, если не навсегда отравляет жизнь человека и его родственников. Егор пострадал из-за того, что в отношении него возбуждено дело по статье 280.2 УК РФ — призывы к экстремистской деятельности с использованием Интернета.

А само это дело юридически стало возможным благодаря экспертизе, проведенной в спеццентре ФСБ экспертом Коршиковым. Мы публиковали этот документ и заключение на него, подготовленное по просьбе редакции ведущими отечественными филологами, в том числе академиками РАН.

Сегодня мы публикуем заключение, подготовленное группой лингвистов из Высшей школы экономики. По выводам оно согласуется с отзывом акдемиков, однако обращает внимание и на новый аспект, который позволяет иначе взглянуть на роль эксперта ФСБ Коршикова и специфику его работы над экспертизой по уголовному делу Егора Жукова.

Одно дело, когда эксперт интерпретирует реальные высказывания обвиняемого так, что в них якобы появляется экстремистская составляющая. И совсем другое, когда он дописывает в цитаты блогера собственные слова, не отделяя их специальными знаками препинания, так, что они становятся якобы высказываниями самого блогера.

И это не просто слова, а фактически скрытые цитаты из другого текста, а именно, ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

«м призыва Коршиков считает пересказ книги Шарпа в первых двух роликах. Из списка мирных методов протеста, эксперт выделяет несколько «незаконных». Например, № 90 — отказ от уплаты налогов, № 140 — изготовление фальшивых документов, № 144 — препятствие работе учреждений.

В последнем случае эксперт Коршиков самостоятельно дописывает уточнение: «частным случаем является воспрепятствование работе избирательных комиссий».

Так как избирательные комиссии являются учреждениями, то из пересказа Жуковым предлагаемой Шарпом формы ненасильственного протеста — препятствие деятельности учреждений, эксперт Коршиков делает вывод о том, что Жуков призывает к воспрепятствованию деятельности избирательных комиссий».

Еще раз – ни о каких избирательных комиссиях Жуков не говорил, эксперт самостоятельно «подбрасывает» их в текст. Очевидно, силовики сделали совсем неправильные выводы из дела Голунова.

А также из первого дела Егора Жукова (об участии в «массовых беспорядках»), которое пришлось прекратить после публикации «Новой газетой» фото- и видеосвидетельств, доказывающих: действия, инкриминируемые Жукову, 27 июля совершал совсем другой человек.

Безусловно, с таким качеством экспертизы никаких перспектив у «экстремистского» дела Жукова нет. Оно должно быть немедленно прекращено. Как и все дела против участников мирных акций протеста в Москве в июле-августе 2019 года.

4 сентября в интервью радиостанции «Эхо Москвы» адвокат Егора Жукова Илья Новиков обратился к лингвистам Высшей школы экономики с просьбой оценить результаты официальной лингвистической экспертизы видеороликов Егора, на основании которых ему предъявлено обвинение. Новиков подчеркнул, что речь идет о научной оценке качества лингвистического анализа: «Раз следствие пришло на территорию студентов, на территорию науки, то весь разговор идет о том, что наука лингвистика думает о тех или иных высказываниях».

Мы связались с Ильей Новиковым и предложили сделать научную рецензию на эту экспертизу.

Экспертиза или часть следствия

Мы ожидали, что, возможно, мы будем не согласны с выводами эксперта, возможно, нам покажется не вполне убедительной доказательная база, наверное, мы как ученые сможем предложить альтернативные подходы к анализу материала…

То, что мы увидели в экспертизе, вообще не имеет отношения ни к лингвистике, ни к экспертизе, ни к науке. Здесь нет анализа высказываний, нет аргументации, нет инструментария, нет даже ссылок на авторитетные источники, хотя бы на словари.

Этот текст — подмена. За лингвистическую экспертизу выдается манипуляция, словесные фокусы с перемешиванием словосочетаний и цитат,

в результате которого «эксперт», как кролика из шляпы, вдруг извлекает утверждение, что Егор Жуков призывает к вооруженному восстанию и другой противозаконной деятельности.

Наша рецензия приобрела иной смысл. Она стала касаться не только конкретного дела Егора Жукова. Мы как ученые несем ответственность за то, что говорится от имени науки. Мы обязаны противостоять мракобесию, подменяющему научную экспертизу, в особенности если речь идет о жизни и свободе конкретных людей.

Наша рецензии написана тем профессиональным языком, которым обычно пользуются лингвисты, и потому, возможно, будет трудна для восприятия. Поэтому ниже мы объясняем в более доступной форме суть манипуляций, которые проделывает эксперт А.П. Коршиков, подписавший заключение официальной экспертизы.

Егор Жуков в суде. Влад Докшин / «Новая»

Прежде всего, следователь ставит перед экспертом вопрос о том, можно ли с точки зрения лингвиста найти в видеозаписях Жукова призывы к незаконной деятельности. Но почему и каким образом лингвист может ответить на этот вопрос?

Эксперт-лингвист исследует смысл, выражаемый с помощью языка. Этот смысл может быть выражен явно или имплицитно, но это всегда смысл языковых единиц — слов, предложений, текста.

И этот анализ не имеет отношения к правовой оценке смысла, переданного с помощью языковых единиц.

Иными словами, наука лингвистика не знает никаких методов анализа, позволяющего установить соответствие смысла языковых единиц Уголовному кодексу или каким-то иным понятиям законности. Это дело юристов. Однако эксперт Коршиков берется именно за такую задачу.

Метод оптовой оценки

Общая идея экспертизы проста и соответствует поставленной задаче: нужно найти призыв, а потом в призыве найти что-то незаконное.

Для того чтобы обосновать, что высказывание является призывом, эксперт должен показать, что цель высказывания была побудительная: автор имел целью, чтобы слушатель, услышав высказывание, сделал именно то, о чем в нем говорится.

Доказательство побудительности — тонкая и сложная процедура, требующая рассмотрения широкого контекста высказывания, речевой ситуации (к кому и как обращался автор), толкования значения слов, исключения альтернативных интерпретаций (например, что это не призыв, а просто мнение автора).

Доказательство наличия призыва чрезвычайно важно для дальнейшей юридической квалификации высказывания.

Коршиков поступает просто. Сначала он приводит подряд шесть цитат из разных роликов (в том числе тех, которые не будут в дальнейшем предметом экспертизы) и квалифицирует их как призывы.

В его списке смешаны вырванные из контекста высказывания, которые призывом являются, и те, которые являются выражением мнения, хотя и используют аналогичные грамматические формы.

Например, фраза «тебе нужно немедленно помыть руки», скорее всего, является побуждением и может быть в определенных коммуникативных обстоятельствах интерпретирована как призыв. А фраза «из этого следует, что нужно мыть руки» — нет, поскольку здесь всего лишь выражается мнение о причинно-следственных взаимосвязях.

Вместо скрупулезного анализа смысла каждого высказывания Коршиков смешивает их в одном списке, чтобы произвести их «лингвистическую квалификацию» оптом. Такая «оптовая» квалификация необходима, чтобы считать доказанным наличие призыва там, где могут быть разные прочтения, или его вовсе нет.

Коршиков использует еще один список из десяти цитат, в которых Жуков выражает недовольство властью, или, как пишет эксперт, испытывает «политическую ненависть».

Смысл выписывания цитат подряд состоит в том, чтобы далее сформулировать некое обобщенное отношение Жукова к власти — мотив «политической ненависти».

Заметим, что само понятие мотива, как и квалификация «политическая ненависть», находится за пределами лингвистической аргументации. Лингвисты могут говорить о значении определенных выражений или высказываний.

Коршиков, таким образом, выводит некий «архетип» высказываний Жукова: его ролики являются призывами-воззваниями к смене власти, сделанными по мотивам политической ненависти. Такой подход изначально некорректен: каждое высказывание должно оцениваться в его конкретике и контексте, смысл высказывания из одного текста не может быть выведен из смысла высказываний из других текстов.

После создания общей конструкции эксперт последовательно разбирает два кейса, которые лягут в основу его выводов.

Принцип избыточной законности

Первый вывод Коршикова состоит в том, что в одном из роликов Жукова есть лингвистически установленные призывы борьбы с властью в России путем ее насильственного захвата или вооруженного мятежа.

В ролике Жукова, который рассматривается как материал для представленного вывода, действительно присутствует призыв в лингвистическом понимании термина. Жуков призывает слушателей «хвататься за любые формы протеста и делать все, на что способны».

Но ни значение существительного «протест», ни смысл конструкции «делать все, на что способен» не подразумевают сами по себе насильственных действий. В словарном описании слова «протест» нет компонента со значением насилия. Протест — это (согласно словарям) «решительное возражение против чего-нибудь».

То же самое относится к конструкции «делать все, на что способен». Когда комментатор футбольного матча выражает надежду, что команда покажет «все, на что способна», это не значит, что он рассчитывает, что начнется мордобой и потасовка. Указание на насильственные действия должно быть выражено прямо.

В противном случае мы имеем дело с недопустимым вменением дополнительного смысла.

Влад Докшин / «Новая»

В лингвистической науке есть базовая теория об устройстве речевого общения, основные принципы которой в середине XX века сформулировал философ Герберт Пол Грайс. Один из них — принцип количества: изложи не больше и не меньше информации, чем нужно в данном речевом контексте.

Эксперт Коршиков, вступая в полемику с Грайсом, декларирует новый принцип общения — принцип избыточной законности. Если вы говорите приятелю «пойдем что-нибудь выпьем», необходимо добавить: «но не яду». Иначе вас можно заподозрить в покушении на отравление.

Блогер, призывающий писать «любые комментарии» под размещенным видео, безусловно, призывает к экстремизму, потому что «любые комментарии» могут быть в том числе и экстремистскими. Егор Жуков, по мнению эксперта, видимо, тоже должен был в своем призыве исключить все возможные насильственные формы уличного сопротивления.

Итак, в анализе первого ролика Коршиков корректно идентифицирует призыв, но произвольно вменяет Жукову смысл призыва. Обвинительный вывод номер один построен на произвольном вменении.

Операция прикрытия

Второй вывод Коршикова состоит в том, что Жуков в трех роликах осуществляет призывы к целому ряду незаконных действий: к отказу от уплаты налогов, изготовлению фальшивых документов, препятствованию работе избирательных комиссий и др. И делает это по мотивам политической ненависти или вражды.

Три ролика объединяются экспертом в одно высказывание — тематически связанный «единый объект». Они действительно связаны, сам автор говорит о том, что это серия видеозаписей.

Понятие «единый объект» нужно автору экспертизы, потому что в третьем ролике есть конструкция, похожая на призыв, но нет указания на «незаконные действия».

А в первых двух — нет призыва или какого-то подобия призыва, но есть указания на действия, которые эксперт считает незаконными.

Первые два ролика посвящены обсуждению списка из 198 методов ненасильственного (что особо подчеркнуто) протеста, опубликованного в книге Дж. Шарпа «От диктатуры к демократии», которая была переведена и издана в России. Перед каждым роликом Жуков размещает обращение к «товарищу майору»: «это видео носит ознакомительный характер и ни к чему не призывает».

Влад Докшин / «Новая»

В третьем ролике есть конструкция, похожая на призыв («для смены власти в России нужно использовать и другие мирные методы сопротивления»), но призывом не являющаяся. Наличие или отсутствие призыва доказывается с помощью специальных лингвистических тестов.

Однако Коршиков, опираясь на свои методы «оптовой квалификации», не только утверждает, что призыв есть, но и распространяет его сразу на все три ролика, игнорируя обращения к «товарищу майору». При этом содержанием призыва Коршиков считает пересказ книги Шарпа в первых двух роликах.

Из списка мирных методов протеста эксперт выделяет несколько «незаконных». Например, №90 — отказ от уплаты налогов, №140 — изготовление фальшивых документов, №144 — препятствие работе учреждений. В последнем случае эксперт Коршиков самостоятельно дописывает уточнение: «частным случаем является воспрепятствование работе избирательных комиссий».

Такая формулировка дословно совпадает с одним из определений экстремизма статьи 1 федерального закона №114 «О противодействии экстремистской деятельности».

Из текста экспертизы невозможно понять, что в исходном ролике Жукова нет слов про избирательные комиссии: уточнение Коршикова никак формально не отделено от выдержки из списка мирных методов.

В этой части экспертного заключения в целом происходит стилистический слом.

Экспертиза, и без того небогатая лингвистической терминологией, превращается в обличительный памфлет.

По мнению эксперта, Жуков использует декларацию необходимости мирных методов борьбы для «прикрытия соответствующей агитационной работы», т.е. для призывов к незаконной деятельности по причинам политической ненависти. Политическая ненависть, напомним, унаследована из первоначальных «архетипических» оптовых квалификаций, сделанных по другим роликам.

И если в начале экспертизы мы имеем дело не с лингвистическим исследованием, но хотя бы с некой манипулятивной игрой словами, то к ее финалу цель работы эксперта формулируется предельно ясно и открыто: Коршиков дает юридическую оценку гипотезе, которую заранее подразумевает доказанной, и подгоняет выводы под формулировку уголовной статьи.

Такой подход вступает в прямое противоречие с идеей лингвистической экспертизы.

Эта подмена, столь явная в финале исследования Коршикова, связана с тем, что в своей экспертизе он выполняет не лингвистическое исследование смысла языковых высказываний, а поставленную перед ним следователем задачу: найти в высказываниях Егора Жукова «незаконное» содержание и сформулировать для него обвинение.

Бонч-Осмоловская А.А., Левинзон А.И., Апресян В.Ю., Добрушина Н.Р.

11.09.2019 г.

Заключение специалиста

Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/09/13/81961-vypolnyaet-postavlennuyu-pered-nim-sledovatelem-zadachu

Юридический журнал