Выплата материальной помощи к отпуску с последующим увольнением госслужащим

Материальная помощь при увольнении

Выплата материальной помощи к отпуску с последующим увольнением госслужащим

Часто у работающих людей в процессе их трудовой деятельности, в момент возникновения затруднительного материального положения или при увольнении с предприятия, возникают вопросы:

  • что такое материальная помощь;
  • когда она выплачивается;
  • кому положена выплата денежной помощи.

Разберемся вначале, что собой представляет понятие материальной помощи.

Исходя уже из самого названия, можно сделать вывод, что это помощь, имеющая социальную гарантию.

В том случае, когда выплаты имеют какой-то регулярный характер, они уже больше относятся к оплате труда.

Тогда как, согласно ст. 129 ТК РФ, оплата труда зависит от квалификационных навыков, знаний, объема выполняемой работы, качества и прочего, с доплатами различного вида компенсаций за условия работы, которые могут причинять вред здоровью работника, материальная помощь от этих всех показателей не зависит.

Выплата материальной помощи может быть оговорена в трудовом договоре, заключаемом при приеме на работу или в локальных документах, например, коллективном договоре предприятия.

Устраиваясь на работу, новый сотрудник должен быть, ознакомлен со всеми правовыми актами, действующими на предприятие.

Если у человека возникают значительные финансовые трудности, например, при необходимости дорогостоящего лечения, или смерть близких родственников, когда необходимы затраты на похороны, он может обратиться с заявлением к руководителю, с просьбой оказать материальную помощь.

Для оказания денежной помощи издается приказ с указанием суммы, к выплате конкретному сотруднику на основании заявления и сроков когда она должна быть выплачена.

Сумма материальной помощи не облагается никакими налогами.

Как показывает в настоящее время практика, многие работодатели включают выплату материального пособия в условия, заключаемого с принимающимся сотрудником трудового договора.

В договоре конкретно прописываются основания, при наличии которых возможно получение денежной помощи.

Обратимся к нормам трудового законодательства России (ТК РФ).

Статьей 129 ТК РФ, кроме заработной платы в оплату труда работников включают стимулирующие работу выплаты в виде различных доплат, надбавок, премий и других поощрений.

Получается, что если трудовым соглашением или другими правовыми актами, действующими в организации, оговорена выплата денежной помощи за определённые периоды: поквартально или в конце года, часто применяющаяся на предприятиях практика выплат материальной помощи, приуроченной к ежегодному отпуску для оздоровления своих сотрудников, такую выплату можно считать составной частью заработной платы.

Национальный стандарт РФ (ГОСТ 52495-2005) трактует материальную помощь как безвозмездную передачу нуждающимся: одежды, обуви, продуктов питания, денежных средств.

Касается это, прежде всего пострадавших от стихийных бедствий, в результате военных действий и жертв терактов.

В законодательстве нет четкого определения оказания материальной помощи рядовым трудящимся.

Только по желанию и возможности, руководитель предприятия может оказать материальную помощь, как при рождении ребенка, так и для нужд лечения в результате травм, не связанных с производством и прочее.

В законе нет обязательных условий, когда должна быть оказана материальная помощь.

Так же и сумма выплачиваемой помощи может быть назначена по приказу на усмотрение руководителя организации.

При всем этом, в коллективном договоре предприятия могут быть оговорены условия выплаты денежной помощи: основания и суммы.

Одним из оснований для выплаты материальной помощи по условиям локальных актов, действующих на предприятии, может быть и увольнение работника по различным причинам, кроме тех, когда его увольняют за грубые нарушения дисциплины, утратой доверия, то есть по инициативе руководителя.

Положена ли материальная помощь при увольнении?

Если по принятым на предприятие правовым актам положена материальная помощь, к примеру, итогам определённого периода (квартала, года), в случае увольнения работника, когда он не полностью отработал это срок, выплачивать или нет ему денежную помощь, вопрос решается в каждой организации отдельно.

Материальная помощь в таком случае может быть выплачена, если работник увольняется раньше, чем закончился период пропорционально отработанному фактически времени, но может быть, и не выплачена вовсе, смотря по обстоятельствам, оговоренным в документе, на основании которого начисляется материальная помощь.

Как мы уже говорили, законодатель не обязывает руководство выплачивать именно материальную помощь как работающим, так и увольняющимся сотрудникам, поскольку она не зависит как заработная плата ни от производительности труда, ни от качества работы, ни от условий в которых люди работают.

Если в организации выплачивают материальную помощь работникам, при получении отпускных, то, в том случае, когда работник пишет заявление на отпуск с последующим увольнением, само собой, он получит денежную помощь в дополнение к положенным отпускным и расчетным суммам.

А вот уже в том случае, когда человек пишет заявление по собственному желанию на увольнение и при расчете получает компенсацию за неиспользованный отпуск, выплата материальной помощи, которую он получил бы, идя в отпуск, опять-таки на усмотрение администрации и норм, прописанных в локальных документах предприятия.

Правомерным будет получение увольняющимся работником материальной помощи прямо пропорционально отработанному на предприятии сроку.

Так, например, если за 28 дней отпуска положена материальная помощь в сумме 4000 рублей, то, если при увольнении у него остается 14 дней положенного отпуска, денежную помощь можно выплатить в сумме 2000 рублей.

При увольнении работнику в последний день его работы положено получить:

  • заработную плату, начисленную с момента последних выплат за фактически отработанное время;
  • компенсацию денежную за неиспользованные дни отпуска, если таковые остались;
  • в случае начисления за данный период премии и других поощрений (связанных с производством).

О выплате материальной помощи речи в ТК РФ при увольнении нет.

При этом отметим:

1.  Материальная помощь может быть выплачена при увольнении по собственному желанию:

  • в связи с выходом на пенсию;
  • необходимостью постоянного ухода за близким родственником (при наличии соответствующей справки);
  • в других случаях, когда это предусмотрено Коллективным договором, который не может ухудшать права работников, но, предусматривает предоставление дополнительных льгот и гарантий.

2. В случае увольнения по соглашению с руководителем, чаще всего, предусматривается выплата увольняющемуся сотруднику определенной материальной компенсации в сумме, которая устраивает обе стороны, подписывающие соглашение.

3. При ликвидации предприятия или сокращении штата и численности сотрудников, законодательством в ст. 178 ТК РФ предусмотрена обязательная выплата выходного пособия в размере среднемесячного заработка и сохранения заработка на второй месяц для возможности трудоустройства.

В исключительных случаях пособие в размере среднего заработка может быть выплачено уволенным работникам по пунктам 1, 2 первой части ст.81 ТК РФ и за третий месяц.

Это возможно, если они, став в течение двух недель на учет в центр занятости после сокращения или увольнения в связи с ликвидацией предприятия не были трудоустроены.

Законно ли удержание материальной помощи?

На законодательном уровне не предусматривается удержание материальной помощи, оказанной работнику в случае его увольнения.

Следовательно, если при увольнении сотрудника по любым причинам с него будет удержана материальная помощь, он может обратиться в суд.

Это чревато довольно долгими судебными разбирательствами, взысканием в его пользу удержанной суммы и возмещением морального вреда.

Статья 137 ТК РФ дает четко ограниченный список возможных удержаний из насчитанной заработной платы при увольнении работника.

1. Возможно, удержать полученные отпускные за тот период отпуска, который был предоставлен работнику до момента, когда он получил на него право.

Например, работник отгулял 28 дней отпуска, а на момент увольнения, имеет право лишь на 20 дней.

Удержана, может быть, сумма отпускных за 8 дней.

2. В случае получения аванса в счет заработной платы, когда на момент увольнения человек не отработал оплаченный период.

3. Если при расчете заработной платы или начислении отпускных была допущена арифметическая (счетная) ошибка.

Нужно добавить, что нормами этой же статьи ТК РФ, оговорено, что даже при начислении излишних сумм к выплате в связи с неправильным истолкованием нормативных документов, эти денежные суммы удержаны быть при увольнении работника не могут быть, если в этом нет вины самого сотрудника.

Таким образом, видно, что, даже если работника увольняют:

  • за нарушение трудовой дисциплины;
  • нахождение на работе в нетрезвом состоянии;
  • прогул;
  • несоответствие занимаемой должности, доказанной результатами аттестационной комиссии;
  • утрату доверия;
  • и прочим причинам,

удерживать с него ранее полученную материальную помощь будет незаконно.

На основании статьи 243 ТК РФ, при нанесении материального ущерба предприятию ответственным по договору лицом может быть взыскана в полном размере сумма вреда, согласно условиям договора о материальной ответственности.

Но это опять-таки не говорит о возможности удержания материальной помощи, выплаченной работнику ранее по заявлению, или предусмотренную помощь локальными документами организации.

Источник: https://vse-o-trude.ru/materialnaya-pomoshh-pri-uvolnenii/

Матпомощь. Материальная помощь к отпуску

Выплата материальной помощи к отпуску с последующим увольнением госслужащим

От правильной классификации выплат работникам зависит начисление на эти суммы налогов и страховых взносов. Не все выплаты, оформляемые как материальная помощь, действительно можно отнести к матпомощи.

Материальная помощь в бюджетном учреждении

Работникам в связи с возникновением у них определенных обстоятельств, событий (это, например, регистрация брака, рождение ребенка) или трудных жизненных ситуаций (тяжелое материальное положение, смерть члена семьи и др.) может быть оказана материальная помощь.

Бюджетные и автономные учреждения в рамках платной деятельности, обычно выплачивают материальную помощь из прибыли. Принять решение о выделении денег может руководитель учреждения. Именно он регулирует текущую деятельность учреждения (ч. 1 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Для этого руководителю достаточно издать приказ.

Кроме того, бюджетные (автономные) учреждения могут выплатить матпомощь за счет субсидии на госзадание. Но только за счет сэкономленных средств.

Материальная помощь в казенном учреждении

Казенные учреждения производят выплаты по бюджетной смете. Но, если выплаты в ней не предусмотрены, их можно произвести только при наличии экономии. Это можно сделать, если:

  • у учреждения есть разрешение главного распорядителя бюджетных средств (п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ);
  • руководитель учреждения наделен правом самостоятельного утверждения бюджетной сметы (п. 8 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 112н).

В некоторых случаях обязанность выплачивать материальную помощь может быть установлена законодательно. Например, такая обязанность закреплена в приказе ФТC России от 23 октября 2008 г. № 1316 в отношении сотрудников таможенных органов и учреждений, подведомственных ФТC России.

Спецвыпуск журнала «Зарплата в учреждении». Доступен для скачивания!Узнайте сейчас: ☑ 3 проблемы, из-за которых контроллеры признают доплаты и надбавки незаконными ☑ 10 подсказок бухгалтеру: как распознать поддельный больничный и принять меры ☑ Образец справки, без которой сотруднику не выдадут дубликат больничного ☑ Как оформить и оплатить работу по инвентаризации, чтобы не оштрафовали ☑ Отпуск начинается в субботу. Это устроит и сотрудника, и учреждениеСКАЧАТЬ СЕЙЧАС »

Какую выплату считать материальной помощью

К материальной помощи относятся следующие выплаты:

  • не связанные с выполнением сотрудником трудовой функции;
  • направленные на удовлетворение социальных потребностей работника, которые обусловлены возникновением у него трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события.

Такой вывод следует из постановления Президиума ВАС РФ от 30 ноября 2010 г. № ВАС-4350/10. Арбитры также разъяснили, что не может быть расценена как материальная помощь сумма, выплачиваемая:

  • один раз в год в связи с предоставлением работнику ежегодного основного отпуска;
  • в процентном отношении к должностному окладу сотрудника в зависимости от его непрерывного стажа работы и достижений в труде;
  • таким образом, что ее размер может быть снижен за нарушение трудовой дисциплины по решению руководства (в отдельных случаях может вообще не выплачиваться).

Обратите внимание: таким образом, выплаты, иногда оформляемые как материальная помощь к отпуску, на самом деле к матпомощи не относятся. Условия выплаты материальной помощи и ее размеры устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, такими как коллективный или трудовой договор, положение о выплате материальной помощи.

В таком положении, к примеру, рекомендуется прописать: «материальная помощь к отпуску оказывается при возникновении у сотрудника потребности в медицинском лечении, для организации благоприятных условий отдыха и восстановления здоровья».

Ведь иная формулировка (например, «материальная помощь выплачивается при предоставлении работникам отпуска») может навести проверяющих лиц на мысль, что ее выплата носит систематический характер, а значит, фактически эти суммы относятся к оплате труда.

Отметим, что для получения материальной помощи работник обязательно пишет заявление с просьбой об ее выплате в связи с конкретным обстоятельством, событием или ситуацией.

Подытожим вышесказанное.

  1. Выплата материальной помощи работникам – право учреждения, а не его обязанность. Матпомощь не зависит от результата деятельности ни учреждения, ни конкретного работника. Ее выплата носит нерегулярный характер.
  2. Основания выплаты материальной помощи – заявление сотрудника и документы, подтверждающие обстоятельство, событие или ситуацию ее предоставления.
  3. Размер материальной помощи может зависеть от финансовых возможностей учреждения. Он не привязывается к должностному окладу сотрудника, чтобы не давать повод проверяющим лицам считать, что при определении размера матпомощи учитывается вклад работника в деятельность учреждения.
  4. Условия выплаты материальной помощи устанавливаются локальными нормативными актами учреждения.

Включается ли матпомощь в расчет среднего заработка

Ответ на этот вопрос зависит от статуса работника.

Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждены постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее – Правила № 562).

Пункт 6 Правил № 562 раскрывает, в каком размере учитывается материальная помощь при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска государственного служащего.

А именно – в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода служащего в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Если же статусом федерального госслужащего сотрудник не обладает, то следует руководствоваться иными нормами. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее – Положение № 922), которое и нужно использовать.

Выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда, в частности материальная помощь не включают в расчет среднего заработка (п. 3 Положения № 922). С этим согласился и Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в решении от 2 декабря 2014 г. № 2-6933/2014.

Источник: https://www.budgetnik.ru/art/3657-red-materialnaya-pomoshch

Выплата материальной помощи работникам государственных и других органов

Выплата материальной помощи к отпуску с последующим увольнением госслужащим

Работники государственных органов разного уровня, а также органов местного самоуправления (далее – ОМС) имеют право на получение материальной и денежной помощи. Рассмотрим, чем следует руководствоваться в случае осуществления таких выплат разным категориям работников.

Госслужащие

В соответствии со ст. 57 Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) госслужащим гарантируется выплата денежной помощи в размере среднемесячной заработной платы во время предоставления ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней (далее – к. д.).

Определенные ст. 57 Закона № 889 принципы выплаты денежной помощи касаются также госслужащих, которые проходят службу, в частности, в органах прокуратуры, судебных органах и т. п.

Отдельного правительственного решения, предусматривающего условия и порядок выплаты упомянутой денежной помощи, нет. Поэтому в каждом государственном (или другом, конституционно определенном) органе такой документ должен разрабатываться и приниматься самостоятельно.

Материальная помощь на оздоровление

Остановимся на некоторых важных моментах, которые должны учитываться руководителями госслужбы в случае выплаты такой помощи.

Поскольку эта выплата гарантирована государством, в смете госоргана на бюджетный год (с 1 января до 31 декабря каждого года) должна предусматриваться одна помощь для каждого госслужащего один раз в год во время предоставления ежегодного отпуска соответствующего рабочего года.

Нужно знать, что по ст. 59 Закона № 889 ежегодные отпуска предоставляются госслужащим в порядке и на условиях, определенных законодательством о труде. В соответствии со ст. 12 Закона от 15.11.96 г.

№ 504/96-ВР «Об отпусках» (далее – Закон № 504) ежегодный основной отпуск может быть разделен на части любой продолжительности при условии, что основная, непрерывная ее часть будет составлять не менее 14 к. д.

Эта часть отпуска не обязательно должна быть первой.

Поэтому госслужащий также может пожелать разделить свой ежегодный отпуск на части, если руководитель госслужбы не будет возражать против предложенного алгоритма деления. Например, это могут быть две равные части (каждая продолжительностью по 15 к. д.) или три-четыре разные части.

Если имеется согласованное с непосредственным руководителем госслужащего решение относительно деления ежегодного отпуска на части, то денежную помощь в размере среднемесячного заработка госслужащего советуем выплачивать по заявлению работника, в котором указывается, к какой именно его части он желает получить денежную помощь. Возможно и такое, что госслужащий попросит в заявлении, чтобы эта помощь ему была выплачена, например, во время предоставления части отпуска продолжительностью 1 к. д. Это не противоречит законодательству, то есть оснований для отказа госслужащему нет, конечно, если такая выплата осуществляется только один раз в год.

Может случиться, что госслужащий переведен из другого госоргана и во время окончательного расчета по предыдущему месту работы компенсация за неиспользованный отпуск перечислена в тот орган, где он будет работать.

Из ст. 24 Закона № 504 вытекает, что в случае перевода работника на работу на другое предприятие по его желанию на счет другого предприятия, на которое перешел работник, должна перечисляться денежная компенсация за неиспользованные им дни ежегодных отпусков.

Кроме того, согласно ст. 9 Закона № 504, если переведенный на другое предприятие работник полностью или частично не использовал ежегодные основной и дополнительные отпуска и не получил за них денежную компенсацию, в стаж работы, который дает право на ежегодные основной и дополнительные отпуска, засчитывается время, за которое он не использовал эти отпуска по предыдущему месту работы.

В таком случае в соответствии со ст. 59 Закона № 889 такой переведенный в другой госорган госслужащий имеет право получить денежную помощь, предусмотренную ст. 57 Закона № 889, оформляя свой ежегодный отпуск за соответствующий рабочий год. Кстати, на это обращает внимание Минсоцполитики в письме от 23.12.16 г. № 1791/0/101-16/281.

Обращаем внимание: подобные и другие нюансы относительно правомерности получения «оздоровительной» денежной помощи следует зафиксировать в положении об оплате труда работников соответствующего госоргана. Однако событием, которое непосредственно связывается с выплатой этой помощи, должно быть решение о предоставлении ежегодного отпуска (или части такого отпуска). Если, например, госслужащий оформляет другой вид отпуска (для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, в связи с обучением и т. п.), претендовать на получение указанной денежной помощи он не может.

Кстати заметим, что согласно ст. 60 Закона № 889 госслужащего, независимо от отнесения его должности к категории госслужбы («А», «Б», «В»), для выполнения безотлагательных задач могут отозвать из ежегодного основного или дополнительного отпуска. Согласие госслужащего на такие действия работодателя законодательством не предусмотрено.

В таком случае неиспользованная часть отпуска (конечно, по согласованию с руководителем госслужбы органа, в котором работает госслужащий) предоставляется госслужащему в любое время соответствующего года или присоединяется к отпуску в следующем году с возмещением непредвиденных расходов из-за отозвания должностного лица из отпуска.

Такое возмещение осуществляется по правилам, установленным постановлением КМУ от 25.03.16 г. № 231 (далее – Постановление № 231).

Данный документ конкретизировал расходы, подлежащие возмещению госслужащему, в частности расходы на приобретение неиспользованных проездных документов, бронирование этих документов и места проживания, оформление визы, страховки и т. п.

Даже если работнику стало известно о его отозвании из отпуска в первый же его день и он фактически выходит на работу на второй день своего отпуска, возвращать полученную денежную помощь на оздоровление он не должен.

Материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов

В отличие от «оздоровительной», материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов не гарантируется госслужащему, поскольку ст. 54 Закона № 889 предусматривает только возможность ее получения.

Согласно Порядку, утвержденному постановлением КМУ от 08.08.16 г.

№ 500 (далее – Порядок № 500), помощь может предоставляться один раз в год в размере среднемесячного заработка госслужащего по его личному заявлению.

Если за материальной помощью обращается руководящий работник или его заместитель, то это решение должно быть согласовано с соответствующим органом вышестоящего уровня (в случае наличия такого органа).

Отсюда вытекает, что при недостаточности средств фонда оплаты труда, предусмотренных сметой госоргана, материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов может вообще не выплачиваться.

Поэтому, принимая положение об оплате труда работников соответствующего госоргана, следует учитывать наличие финансовых ресурсов, чтобы в дальнейшем не возникало недоразумений.

Если не найдены возможности осуществления этой выплаты госслужащим в течение года, об этом желательно сообщить им еще в начале года.

Также обращаем внимание: поскольку Порядком № 500 предусмотрена выплата именно в размере среднемесячного заработка госслужащего, нельзя ее выплачивать в большем или в меньшем размерах (см. письмо Минсоцполитики от 07.10.16 г. № 1383/13/84-16).

Напомним: решение о выплате различных видов материальной помощи госслужащим принимает руководитель госслужбы в пределах утвержденного фонда оплаты труда.

Что касается руководителей аппарата местной госадминистрации и их заместителей, то решение о выплате им материальной помощи руководитель аппарата соответствующей госадминистрации должен принимать по согласованию с председателем этой местной госадминистрации.

Госслужащим, переведенным из одного госоргана в другой, указанная помощь может выплачиваться только в случае, если по предыдущему месту работы в году, в котором осуществлен перевод, они ее не получали.

«Обслуживающие» работники

С принятием Закона № 889 в штаты госорганов вводятся должности работников, которые выполняют функции по обслуживанию. Оплата труда этих лиц должна осуществляться согласно Условиям, утвержденным постановлением КМУ от 18.01.17 г. № 15 (далее – Постановление № 15, Условия № 15).

Согласно п. 3 Условий № 15 руководители госслужбы в госоргане в пределах утвержденного фонда оплаты труда оказывают «обслуживающим» работникам материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в размерах, не превышающих их среднемесячную заработную плату.

В п. 4 Условий № 15 предусмотрена также выплата указанным работникам во время предоставления ежегодного отпуска материальной помощи для оздоровления, предельный размер которой равняется среднемесячному заработку работника.

Напомним: работники, которые выполняют функции по обслуживанию, не являются госслужащими и на них не распространяются нормы Закона № 889. Поэтому, например, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется им на общих принципах, установленных трудовым законодательством, то есть продолжительностью 24 к. д.

Как и другие работники, они могут обратиться к руководителю госслужбы с просьбой деления этого отпуска на части в порядке, предусмотренном ст. 12 Закона № 504. Поэтому помощь для оздоровления им будет выплачиваться по их заявлению к той ее части, которую они предложат.

Патронатная служба

Оплата труда работников патронатной службы (среди них, в частности, советники, пресс-секретари, помощники, референты) осуществляется по Условиям оплаты труда работников патронатных служб в государственных органах, утвержденным Постановлением № 15.

Социально-бытовая материальная помощь и помощь для оздоровления выплачивается им по тем же правилам и в тех же размерах, что и работникам, на которых возложены функции по обслуживанию.

Отличием является то, что решение о выплате принимает лицо, на которое возложены функции руководителя аппарата (в частности, руководитель аппарата Верховной Рады, руководитель офиса Президента, госсекретарь КМУ, министерства, руковдитель госоргана или его заместитель). Предложение относительно выплаты должно подаваться должностным лицом, при котором создана патронатная служба, а выплата должна осуществляться в пределах утвержденного фонда оплаты труда соответствующего госоргана.

Рабочие

Любой госорган при необходимости вводит в штат должности рабочих. Оплата их труда осуществляется согласно приказу Минтруда от 02.10.96 г. № 77 «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» (далее – Приказ № 77).

В отличие от вышеуказанных категорий работников госорганов, рабочим в течение года причитается к выплате одна материальная помощь в размере среднемесячного заработка.

Такая помощь может выплачиваться к ежегодному отпуску работника или (по его заявлению) к определенным жизненным или личным обстоятельствам (бракосочетание, въезд в новую квартиру или же для лечения, при затруднительном материальном положении и т. п.).

Заметим: условия осуществления этой выплаты должны конкретизироваться во внутреннем документе органа власти, в частности в положении об оплате труда.

В положении об оплате труда советуем отдельно определить для каждой категории работников соответствующего госоргана (госслужащие, работники патронатной службы, работники, на которых возложены функции по обслуживанию, рабочие) порядок осуществления выплаты всех составляющих заработка. Можно принять и отдельный документ, который будет определять условия, порядок и размеры материальной помощи, которая будет выплачиваться работникам.

Работники советов

Функционирование ОМС, а также другие вопросы относительно лиц, которые работают в этих органах, регулируется Законом от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления» (далее – Закон № 2493).

По определению ст. 2 Закона № 2493 должностным лицом местного самоуправления является лицо, которое работает в ОМС, имеет соответствующие полномочия относительно осуществления организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получает зарплату за счет местного бюджета.

Также в штате ОМС могут быть следующие должности (ст. 3 Закона № 2493):

  • выборные, на которые лица избираются на местных выборах;
  • выборные, на котороые лица избираются или утверждаются соответствующим советом;
  • должности, на которые лица назначаются сельским, поселковым, городским главой, председателем районного, районного в городе, областного совета на конкурсной основе или по другой процедуре, предусмотренной законодательством.

Обращаем на это внимание из-за того, что для каждой из указанных категорий лиц установлены особенности оплаты труда.

Так, по ст. 21 Закона № 2493 должностным лицам местного самоуправления выплачивается помощь на оздоровление в размере должностного оклада во время предоставления им ежегодного отпуска продолжительностью 30 к. д.

Как предусмотрено ст. 8 Закона от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда», регулирование оплаты труда работников учреждений и организаций, которые финансируются из бюджета, осуществляется государством, то есть условия и размер оплаты их труда определяются Кабмином.

Источник: https://balance.ua/ru/news/post/vyplata-materialnoj-pomoshhi-rabotnikam-gosudarstvennyx-i-drugix-organov

О материальной помощи к отпуску: как рассчитывается выплата госслужащим

Выплата материальной помощи к отпуску с последующим увольнением госслужащим

После долгого трудового периода вполне естественное желание уйти в отпуск. От постоянной нагрузки трудовых будней хочется отвлечься и полноценно отдохнуть. В организациях государственных и частных предприятиях каждому работнику полагается период отпуска. Как оформить отпуск и как он оплачивается, как рассчитывается — далее в статье.

Материальная помощь в организации

Предоставление материальной помощи к отпуску в Российской Федерации носит добровольный характер. Но некоторые моменты все же должны соблюдаться со стороны закона. Мат помощь к отпуску работника должны выплатить, исходя из среднего заработка сотрудника. Отдых должен предоставляться раз в год, сотрудник должен отработать определенный период.

Предоставление матпомощи к отпуску

Предприятие или учреждение при принятии очередного сотрудника на должность подписывают совместное трудовое соглашение, которое будет выступать гарантом отпуска.

В этом договоре имеется перечень не только должностных обязательств работника, но и права, обязанности каждой стороны.

Отдельным пунктом должен определяться порядок предоставления отпускного периода сотруднику либо сотруднице, его оплата, расчет и пр.

Поскольку в законодательстве ТК РФ четкого определения «материальная помощь к отпуску» не имеется, то в компаниях по части интерпретируют это пособие по-своему. Это законом не запрещено. Данный платеж пропорциональный средней зарплате.

Обратите внимание! За предприятием остается право определить для себя, в каком виде и количестве предоставить работнику матпомощь к отпуску — в денежной поддержке или имуществом (продуктами, вещами и т. д.) Кроме этого, в организациях она может носить как системный, так и выборочный характер. Но, в отношении социальный платеж, должен выплачиваться работникам предприятий и организаций любой формы собственности.

Кто получит материальную помощь к отпуску

Для получения ответа на данный вопрос, стоит окунуться в Трудовой Кодекс РФ, а именно в ст.136. Однако конкретного указания на материальную помощь к отпуску в ней не оговаривается.

Более расширенно можно получить ответ из статей 135 и 144 Трудового законодательства РФ. В перечисленных статьях имеется уточнение материалки в качестве доступной для любого работника помощи (доплаты).

Аналогично и для бюджетных организаций.

В каждой компании имеется свой внутренний устав, по которому организовывается процесс ухода в отпуск работника, в том числе, и его оплата. В основных документах имеется перечень предоставляемых документов для этого и т. д. Основное правило, когда новый работник может впервые воспользоваться правом ухода в отпуск — после отработки первых 6 месяцев со дня трудоустройства.

Заявление на материальную помощь к отпуску: образец

Важно! По большей части, материальная помощь к отпуску больше схожа с единовременной выплатой работнику при его личном прошении. Для этого рабочий должен предоставить работодателю готовое заявление, в котором описывает оное прошение.

Не стоит забывать, что за работодателем остается право отказать в предоставлении отпуска, но только по обоснованным на то причинам. Например:

  • работник подал заявление на отпуск раньше минимального срока,
  • заявление на отпуск было подано с уточнением последующего увольнения с должности,
  • работник является госслужащим,
  • женщинам в декрете.

Бюджетные организации предоставляют отпускные выплаты со средств бюджета. Если таковые имеются в наличии. Но, как показывает практика, бюджете средств всегда не хватает.

Образец заполнения заявления

Для того чтобы уйти на заслуженный отпуск, работнику необходимо предоставить готовое заявление. В заявлении обязательно отображается период отпуска (количество дней).

Сотрудник вправе написать прошение на матпомощь отдельным письмом на имя директора, если тот испытывает некоторые материальные трудности.

Но в таком случае, дабы выглядеть не голословно в своей просьбе, желательно как-то документально подтвердить свою нужду в финансовом пособии.

Образец заявления на материальную помощь к отпуску: https://buhguru.com/wp-content/uploads/2018/04/zajavlenie_materialinuu_pomoschi_otpusku_obrazets.pdf

Важно! Как правило, уточнение о предоставлении материальной выплаты не является обязательным, чаще работники просто пишут заявление на отпуск и бухгалтерия сама выплачивает матпомощь. Выплата всегда происходит за несколько дней до начала отпуска. Но, в некоторых частных организациях, не бюджетных, встречается практика применения дополнительного заявления на выплату.

Образец заявления на оказание матпомощи

Оформление документов на помощь к отпуску

Порой практикуется созыв состава комиссии, чтобы руководитель смог корректно принять решение — предоставить работнику отпуск или нет. В состав комиссии обычно входит до трех человек. По завершению заседания комиссии выносится протокол или акт заседания. В протоколе описывается, как происходило заседание, как рассматривалось, и какой итог был принят.

Как правило, в комиссию входят председатель профсоюза, руководитель и бухгалтер.

Приказ о зачислении матпомощи на отпуск направляется в бухгалтерию.

В его содержании отображается следующая информация:

  • сумма средств, сколько положено выплатить работнику, будет считаться среднее значение зарплаты,
  • дата, когда должна произойти перечисление,
  • личные сведения работника, которому предназначается матпомощь,
  • основания, послужившие к выплате,
  • из каких источников взяты средства для матпомощи.

Образец приказа о назначении материальной помощи к отпуску на сотрудника

Материальная помощь при рождении ребенка

Вопросы налогообложения

Возникает вполне логический вопрос, а подлежит ли материальная помощь к отпуску сотруднику налогообложению? В данном случае стоит руководствоваться положениями ст.217 НК РФ.

В данной статье оговаривается, что налогообложению не подлежат следующие выплаты:

  • женщины, которые на ранних сроках беременности встали на учет,
  • выплаты, полагающиеся по уходу за ребенком,
  • матпомощь, которая начисляется за ст.217 НК РФ п.28.
  • доходы, суммарно составляющие не более 4000 руб.

Если доходы превышают порог в 4000 руб., тогда налог взимается в зависимости от суммы в размере 13% и отображается в справке 2-НДФЛ, код 2760 (доход) и 503 (вычет).

Касательно страховых взносов, то главное не отображать в приказе фразу «материальная помощь». Иначе данная выплата будет рассматриваться, как оплата труда, что имеет размер вычета в 22 % при выплате свыше 4000 руб. В противном случае, страховые взносы полагается взимать с каждой выплаты работнику.

Стоит принять во внимание, что при расчетах отпускных, не берутся во внимание:

  • материальная помощь бюджетным работникам,
  • соцвыплаты,
  • премиальные,
  • курсы, коммуналку, иные расходы работника и пр.

Расчёт материальной помощи к отпуску

Помощь малоимущим семьям

Ответственность нанимателя: суммы и сроки

У руководителя есть прямая обязанность — предоставить своему сотруднику, который уходит в отпуск материальную помощь или по нашему отпускные. Расчетом оной суммы занимается бухгалтерия, принимая во внимание все положенные для того сведения. Законодательно право работника получить денежную сумму закреплено строго и контролируется соответственно.

Несоблюдение порядка выплаты матпомощи карается законом в виде начислений пени и штрафных санкций. В самых крайних и тяжелых случаях дело доходит до суда.

В какие сроки поступает выплата? Стоит ориентироваться примерно за три дня до начала отпуска. Можно прописать дату выплаты в заявлении, что будет принято во внимание предприятием, либо ожидать в день проведения всех выплат (зарплаты).

Выплата материальной помощи для работников является добровольной мотивацией их к труду. И данный вид является одним из самых актуальных. Использовать его необходимо в установленном порядке — чтобы не получить проблем с документацией и отчислением налоговых сборов, которыми могут облагаться такие выплаты.

Источник: https://e-megion.ru/voennoe-pravo/dokumentyi/materialnaya-pomoshh-k-otpusku

Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 12.12.2005 №391

Выплата материальной помощи к отпуску с последующим увольнением госслужащим

(Документ утратил силу)

(Текст правового акта с изменениями и дополнениями на 1 января 2014 года)

Документ зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов РБ 14 февраля 2006 г. N 8/13967

На основании Положения о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 1998 г. N 419, Министерство внутренних дел Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке выплаты единовременного пособия на оздоровление (материальной помощи) к отпуску рабочим и служащим органов внутренних дел и внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

2.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент финансов и тыла Министерства внутренних дел Республики Беларусь и контрольно-ревизионное управление Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Министр генерал-лейтенант милиции В.В.НАУМОВ

УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь 12.12.2005 N 391

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.

Инструкция о порядке выплаты единовременного пособия на оздоровление (материальной помощи) к отпуску рабочим и служащим органов внутренних дел и внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – Инструкция) разработана на основании постановления Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г.

N 6 “О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 29, 8/2761) и постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 6 декабря 2005 г.

N 161 “Об оплате труда работников невоеннослужащих и не имеющих специального звания рядового и начальствующего состава отдельных министерств и иных государственных органов Республики Беларусь” (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 5, 8/13590) (далее – постановления Министерства труда и социальной защиты).

2.

В соответствии с настоящей Инструкцией единовременное пособие на оздоровление (материальная помощь) к отпуску (далее – пособие) выплачивается государственным служащим, служащим и рабочим (далее – работники) органов внутренних дел и внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – органы внутренних дел), содержащимся за счет средств бюджета, и работникам подразделений Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

3. Во внебюджетных подразделениях органов внутренних дел пособие штатным работникам может выплачиваться в соответствии с настоящей Инструкцией. При необходимости во внебюджетном подразделении может быть разработан порядок выплаты пособия, утвержденный руководителем органа внутренних дел, в котором создано внебюджетное подразделение.

Глава 2 ПОРЯДОК ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ

4. Пособие выплачивается работнику при предоставлении трудового отпуска в текущем календарном году. При разделении трудового отпуска на части пособие выплачивается по заявлению работника при предоставлении одной из частей отпуска.

5. Работникам, которым трудовой отпуск не предоставлялся в текущем календарном году, а также не получавшим пособие в текущем календарном году при предоставлении части трудового отпуска, пособие выплачивается в одном из следующих случаев:

5.1. при увольнении (переводе) работника из органов внутренних дел;

5.2. при предоставлении работнику отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

5.3. после двадцатого декабря текущего года.

6. Пособие за текущий календарный год не выплачивается вновь принятым работникам, получившим пособие в полном размере за этот год по прежнему месту работы в другом органе внутренних дел.

7. Пособие не выплачивается:

за работу по совместительству;

за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени;

временным работникам;

сезонным работникам.

8. При увольнении работника до окончания календарного года, за который ему выплачено пособие в полном размере, удержание суммы пособия за неотработанный период не производится.

Глава 3 РАЗМЕР ПОСОБИЯ

9. Пособие выплачивается в размерах, установленных в соответствии с постановлениями Министерства труда и социальной защиты.

10. Размер пособия работникам с неполным рабочим временем рассчитывается пропорционально установленному для них режиму рабочего времени.

11. Пособие выплачивается исходя из размера должностного оклада (расчетного должностного оклада, ставки) с учетом установленных повышений, действующих на день наступления оснований для выплаты, указанных в пунктах 4 и 5 настоящей Инструкции.

12. При предоставлении трудового отпуска (за исключением трудового отпуска с последующим увольнением) размер пособия определяется в следующем порядке:

12.1. в полном размере, предусмотренном за год, – работникам, работающим в органе внутренних дел с начала текущего календарного года;

12.2. пропорционально за полные месяцы текущего календарного года со дня начала работы в органе внутренних дел до конца года – работникам, принятым на работу в текущем календарном году или вышедшим на работу в текущем календарном году после отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

13. По приказу руководителя органа внутренних дел работникам, у которых в текущем году истекает срок контракта (трудового договора) и с которыми не планируется его продление, пособие при предоставлении трудового отпуска может выплачиваться пропорционально за полные месяцы работы в текущем календарном году в органе внутренних дел до окончания срока контракта (трудового договора).

14.

Работникам, которым пособие было выплачено пропорционально до окончания срока трудового договора (контракта) и продолжающим работу в органах внутренних дел после окончания данного срока, производится доплата пособия за полные месяцы работы в текущем календарном году со дня продления или заключения нового трудового договора (контракта). Доплата производится после двадцатого декабря текущего года исходя из размера должностного оклада (расчетного должностного оклада, ставки) с учетом установленных повышений, действующих на дату доплаты.

15. Размер пособия рассчитывается пропорционально полным месяцам, отработанным в текущем календарном году, в следующих случаях:

15.1. при предоставлении трудового отпуска с последующим увольнением;

15.2. при выплате пособия по основаниям, указанным в пункте 5 настоящей Инструкции.

16. Полным месяцем считается месяц, в котором время работы работника в органе внутренних дел составляет пятнадцать и более календарных дней.

Источник: http://pravo.newsby.org/belarus/postanov16/pst380.htm

Юридический журнал